Зачем нужен социальный контроль. Социальный контроль: нюансы, которые стоит знать Зачем нужен социальный контроль

Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его реализации в группе или обществе. К основным способам можно отнести:

- социальный контроль через социализацию;

- социальный контроль через групповое давление;

- социальный контроль через принуждение;

- социальный контроль через самоконтроль .

Социальный контроль через социализацию. Под социализацией принято понимать усвоение индивидом социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Эрих Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда “его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как должгны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества”.

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Социализация облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе.

Социальный контроль через групповое давление. Возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включённостью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определённый минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. Степень и вид группового давления зависят характеристик первичной группы. Разобщённой группе гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем сплочённой.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах необязательны. При наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать также, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.



Социальный контроль через самоконтроль. Самоконтроль называют внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Проявлением внутреннего контроля выступает совесть. При самоконтроле применение санкций совершается самим человеком и направлено на себя. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счёт самоконтроля.

Социальный контроль как способ социальной регуляции предполагает ряд принципов: единообразия, определённости, умеренности и саморегуляции.

Принцип единообразия требует единства, непротиворечивости регулирующих воздействий.

Принцип определённости относится к тому, чтобы в системе регуляции было ясно, что надо делать и на что можно рассчитывать.

Принцип умеренности ориентирует на то, чтобы регулятивное воздействие было достаточно жёстким для предупреждения и коррекции социальных отклонений и достаточно мягким для стимулирования самостоятельных действий объекта в желательном направлении.

Принцип саморегуляции ориентирует на то, чтобы переходить постепенно от внешних регулятивных воздействий к внутренним регуляторам.

Социальный контроль – самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты (или методы) социального контроля отличаются огромным разнообразием. Они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются.

Социальный контроль принято подразделять на внутренний контроль (или самоконтроль) и внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Последний, в свою очередь, подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Агентами формального контроля выступают официальные органы власти, суды, образование, армия, производство, СМИ, политические партии, правительство. Агентами неформального контроля являются родственники, друзья, коллеги, знакомые, а также общественное мнение, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Неформальный контроль существовал уже в глубокой древности. В качестве контролёра выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. Никаких писаных норм не существовало. Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. В современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляется компетентными организациями и лицами в строго определённом порядке. Его основой выступают писанные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Существует ряд инструментов формального социального контроля: изоляция (применяется с целью отлучения девианта от других людей); обособление (ограничение контактов девианта с другими людьми); реабилитация (позволяет девиантам вернуться к нормальной жизни и выполнению своих ролей в обществе).

Неформальный контроль связан с общественным мнением, идентификацией с родителями, друзьями, референтной группой). Существует четыре типа неформального контроля : социальное вознаграждение (улыбка, похвала, комплимент); наказание, выражающееся в виде остракизма, критики, насмешек; убеждение и переоценка норм, позволяющая оценивать поведение, которое считалось девиантным в качестве нормального. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Методы социального контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:жёсткие и мягкие, прямые и косвенные . Эти методы могут пересекаться.

Пример:

СМИ относятся к инструментам косвенного мягкого контроля;

Политические репрессии, рэкет – это пример прямого жёсткого контроля;

Действие конституции и уголовного кодекса относится к инструментам прямого мягкого контроля;

Экономические санкции международного сообщества – к инструментам косвенного жёсткого контроля.

Методы контроля могут быть также общими и детальными . Последний называют ещё надзором . Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Если его субъектом становится государство, он превращается в специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, конвойные войска, суды, цензура. Если при общем контроле отслеживается только конечный результат, то детальный контроль предполагает контролирование всего хода выполнения индивидом тех или действий. Свобода действий при этом крайне мала.

Поскольку контроль входит как составная часть в управление обществом, то можно заключить, что в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она важная, определяет характер целого. Так методы контроля сказываются на стиле управления. Последнее может быть авторитарным и демократическим .

Итак, социальный контроль по отношению к обществу выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую. Его можно сравнить с милиционером на улице, который штрафует тех, кто неправильно переходит улицу. Если бы не было социального контроля, люди могли делать всё, что им заблагорассудится, и таким способом, который им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником социального прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Это задача других общественных учреждений. Социальный контроль - фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведёт к анемии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

Эпиграфом к лекции были взяты слова известного французского моралиста XVIII-XIX вв. Пьера Клода Виктуара Буаста. Его же словами хотелось бы и завершить эту тему: «Всякое общество управляется общественным мнением; а общественное мнение противодействует насилию».

Жизнь человека регламентируется многочисленными нормами, которые определяют, что хорошо, а что плохо. Одним из механизмов создания и поддержания порядка среди людей является социальным контролем, который имеет разные виды и особенности.

Что такое социальный контроль?

Механизм, используемый для поддержания порядка в обществе, называется социальным контролем. С его помощью можно предотвратить возникновение отклонений в поведении людей и получение наказаний за них. Для него используется нормативное регулирование. Социальный контроль – это средство, которое помогает человеку усвоить нормы культуры, сложившиеся в обществе. Впервые этот термин был введен во Франции социологом Габриэлем Тардомом.

Социальный контроль в социологии

Для регуляции человеческого поведения в обществе используются разные методы, которые подразумевают подчинение индивида группе. Понятие социального контроля включает два элемента: нормы и санкции. Под первым термином понимают правила и стандарты, закрепленные законодательством или одобряемые обществом, которые регулируют поведение людей. Санкции – элементы социального контроля, подразумевающие определение методов для поощрения и наказания, которые стимулируют людей придерживаться норм.

Социальный контроль в экономике

Любая организация создает группы людей, которые базируются на определенной форме социального контроля. Исследователи в истории экономики выделили четыре основных вида регулирования.

  1. Для первобытных людей сущность социального контроля имела нравственный характер.
  2. Когда установился рабовладельческий строй, то использовались телесные наказания.
  3. В период феодализма социальный контроль базировался на административных ограничениях.
  4. Во время установления капитализма использовался экономический контроль.

Социальный контроль в религии

Для осуществления связей в общественности и в качестве средства социального контроля применима религия, которая объединяет огромное количество людей. У нее есть собственные методы и приемы, базирующие на авторитете Господа. Если заглянуть в истории, то можно найти много примеров, когда религиозные средства социального контроля помогали поддерживать общественные связи, когда роль государства ослабевала. В таком случае к основным инструментам религии можно отнести: культ пророка, священные книги и веру.

Зачем нужен социальный контроль?

Во всех типах общества существовал социальный контроль и изначально это были простые обычаи, с помощью которых понимали, что есть приемлемым, а что нет. Есть ряд важных функций, для которых используется социальное регулирование:

  1. Охранительная. При помощи определенных ограничений можно сохранить общественные (жизнь, честь, свобода, имущество и так далее) и предотвратить попытки посягательства на них. С помощью охранительной функции можно передавать социальный опыт от одного поколения к другому.
  2. Регулятивная. Функции социального контроля проявляются на разных уровнях жизни, и в данном случае подразумевается совокупность процессов, которые направляют, определяют и ограничивают форму для воплощения собственного потенциала и опыта человека или группы в определенных условиях.
  3. Стабилизирующую. Значение социального контроля для общества проявляется в возможности предсказывать поведение человека в разных ситуациях, что помогает обеспечивать социальный порядок.

Виды социального контроля

Существует несколько классификаций, которые ориентируются на разные критерии. Есть формы социального контроля, зависящие от субъекта:

  1. Административный. Реализуется руководителями на разных уровнях с ориентиром на существующие нормативные документы. К минусам можно отнести то, что административный контроль не всегда может быть оперативным, объективным и всеохватывающим.
  2. Общественный. Структура социального контроля включает форму регулирования, которая осуществляется благодаря общественным организациям. Для этого используют разные уставы и положения, связанные с их статусом. Его эффективность обусловлена тем, что подобные группы являются организованными и структурированными.
  3. Групповой. Здесь подразумевается взаимный контроль отдельных участников коллектива. Он может быть формальным, то есть когда используются собрания, совещания и конференции, и неформальным, подразумевающим общее коллективное мнение и настроение.

Внутренний и внешний социальный контроль

Если ориентироваться на сферу регулирования, то выделяют следующую классификацию:

  1. Внешний социальный контроль. Подразумевает совокупность определенных механизмов, используемых для регулирования действительности человека. Он может быть формальным и неформальным. Об этой классификации будет сказано далее. В современном мире такой контроль является неэффективным, поскольку приходится постоянно следить за действиями каждого человека или социальной общности. В результате образуется некая цепочка «контролеров», что в большей степени свойственно тоталитаризму.
  2. Внутренний социальный контроль. Здесь имеется в виду, что каждый человек контролирует себя самостоятельно, учитывая известные нормы поведения. Корректировка поведения осуществляется при помощи чувства виды и стыда, которые человек ощущает в результате нарушения социальных правил. Для успешного функционирования самоконтроля важно четкое выделение норм и ценностей.

Формальный и неформальный социальный контроль

Как уже говорилось, внешнее регулирование делится на две отдельные группы:

  1. Формальный контроль. Подразумевает официальное согласие или отрицание со стороны власти или разных организаций, СМИ, систем образования и так далее. Для этого используются разные законы, указы, инструкции и другие документы. Формальный социальный контроль – это ряд действий, которые предназначены для того, чтобы заставить человека соблюдать закон. Для этого существуют разные органы власти. Хорошие результаты он дает в больших группах.
  2. Неформальный контроль. В этом случае подразумевается получение одобрения или осуждения от родственников, друзей, коллег и других людей из окружения. Для этого используются традиции, обычаи и СМИ. Неформальный контроль осуществляют такие социальные институты: семья, школа и церковь. Результаты он дает при ориентире на маленькие группы.

Социальный контроль и самоконтроль

Уже было сказано, что внутренний социальный контроль еще называется самоконтролем и под ним подразумевают оценку и регулирование собственных , мыслей и поведения. В этом случае большое значение имеет воля, которая определяет способность человека принимать и реализовать осознанные решения. Социальный контроль обеспечивает возможность достигать в жизни поставленных целей. Его можно определить, ориентируясь на врожденные генетические характеристики и на психологические человеческие навыки.


Социальный контроль и девиация

Отклонение от социальных норм или девиация подразумевает поведение отдельного человека или группы лиц, которое противоречит существующим нормам. Они могут принимать разные формации. В пример нарушителей можно привести преступников, грешников, новаторов, гениев и других людей, чье поведение выделяется за грани дозволенного. Стоит отметить тот факт, что социальный контроль определить очень сложно, поскольку часто ситуации не являются однозначными

Стремление к подобным отклонениям может быть вызвано рядом причин, которые имеют биологическую, психологическую и социальную природу. Структура девиации включает три основных компонента:

  1. Человек, который имеет определенные черты поведения.
  2. Нормы, закрепленные для того, чтобы оценить повеление девиантного типа.
  3. Люди или организации, которые могут регулировать повеление человека.

Механизмсаморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченноевзаимодействиесоставляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

2.1 Формы социального контроля

В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:

· внешний контроль;

· внутренний контроль;

· контроль через отождествление с референтной группой;

· контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

1) Первая форма контроля - внешний социальный контроль - это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.

Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить.

2) Вторая форма контроля - внутренний социальный контроль - это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

3) Третья форма - контроль через отождествление с референтной группой - позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;

4) Четвертая форма - так называемая "множество возможностей" - предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.

Касьянов В.В. рассматривает немного другую классификацию. У него социальный контроль осуществляется в следующих формах:

· Принуждение , так называемая элементарная форма. Многие примитивные или традиционные общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы

· Влияние общественного мнения . Люди в обществе контролируются также с помощью общественного мнения или с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу принятых в данном обществе обычаев, привычек и предпочтений.

· Регламентация в социальных институтах и организациях . Социальный контроль обеспечивается различными институтами и организациями. Среди них - организации, специально созданные для выполнения контролирующей функции, и те, для которых социальный контроль - не основная функция (например, школа, семья, средства массовой информации, администрация учреждений).

· Групповое давление . Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

32.Девиантное поведение, его причины.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права . К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

    Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

    Индивидуальные и групповые отклонения.

индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) .

    Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

    Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям :

сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.;

особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом . Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.

2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения . Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения . Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

33.Социализация, основные агенты и этапы социализации.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидомобразцов поведения, психологических установок,социальных норми ценностей,знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать вобществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Всем доброго времечка! На связи с вами как всегда, Андрей Пучков. продолжаем публикацию офигенных статей и сегодня поговорим о том, что такое социальный контроль? Тема не нова, избита. Но в массе своей на всех сайтах написана какая-то ахинея. Придется внести ясность, раскрыть этот вопрос с моей колокольни, так сказать — колокольни профессионального социолога.

Необходимость социального контроля

На уровне обыденных представлений понятие «контроль» как правило ассоциируется с работой силовых структур: полиции, омона, ФСБ, ФСО и прочих органов. Однако это не совсем так. Настоящий социальный контроль возник к глубокой древности как механизм сдерживания людей от отклоняющегося поведения.

То есть первая необходимость, и следовательно, функция контроля — в обуздании , к проявлениям которого относят: убийства, воровство, лживые поступки и другие «прелести» совместной жизни больших масс людей.

Почему люди совершают такие поступки? Вопрос крайне интересный. Одни социологи считают, что причина в условиях воспитания и того или иного человека. Если человек вырос на улице, для него разбитые окна, машины, хамство и воровство стали нормой. Он учится в школе, где на входе стоят металлоискатели и полицейские, следящие за детишками, чтобы те не принесли в школу свои пушки..., тогда конечно для него все это будет нормой. И ребенок будет строить свое поведение, ориентируясь на местных «авторитетов».

Согласно же другой точке зрения — например, нейробиологов, дело в разном биологическом развитии. Итальянский отец криминалистики Чезаре Ломброзо считал, что дело в природных качествах, свойственных каждому человеку. К примеру, у убийц — большие скулы и мрачный взгляд. У насильников — пухлые губы и много волос растет на руке — дескать такой человек не может обуздать свои природные инстинкты.

Современная нейробиология же дает вполне внятный ответ на вопрос о причинах отклоняющегося поведения. И она кроется в разном строении мозга у людей. К примеру, 15-я структура мозга у одного человека может быть больше в 10 раз, у другого меньше..., а она отвечает за сознательность!

Можете себе представить. То есть какие-то люди чисто по причине строения своего мозга не в состоянии себя же контролировать! Жестко? Напишите, что думаете по этому поводу в комментах.

Думаю, понятно, что в этих условиях социальный контроль просто необходим. Также он необходим и для банальной организации людей. Если людей не контролировать, они в массе своей неспособны качественно исполнять свои обязанности. Примеров масса. Возьмите хотя бы .

Многие меня, вероятно, упрекнут в том, что я не называю имен — авторов теорий. Щелкните по кнопке социальных сетей и список сразу откроется:

Определение понятия

Социальный контроль — это механизм подчинения людей обществу. Это самое простое и емкое определение. Из чего складывается этот механизм. Во-первых, из конкретных людей, которые осуществляют такой контроль. Это ваши родители, которые до 18 лет обязаны отвечать за все ваши действия. Учителя в школе, воспитатели в детском саду, сержант и офицерский состав в армии и прочие люди.

Во-вторых, этот механизм включает в себя организации: ФСБ, правоохранительные органы (полиция), ФСО, налоговая полиция и пр. То есть каждый человек живет работает в какой-то структуре и следовательно является агентом социального контроля. Вот, к примеру я — преподаватель вуза — также являюсь агентом контроля, если студент тупит на семинарах, не занимается и ничего не делает в плане своей учебной деятельности. Тогда я налагаю на него санкции.

В-третьих, социальный контроль включает в себя конкретные санкции — действия направленные на подчинение людей обществу. Санкции, как и контроль, могут быть формальными и неформальными. Грубо говоря, формальные санкции связаны с нарушением формальных норм: норм права. К примеру, перешли вы дорогу в неположенном месте — полагается санкция — предупреждение, а затем и штраф — это формальные санкции.

Неформальные санкции связаны с нарушением неформальных норм: традиций, обычаев. Например, вы грубиян и хам. Вам будут делать замечания, а может даже и будут попросту игнорировать. Возможно, кто и кулаками попытается преподать вам урок о том, как надо себя вести в обществе. Это все неформальные санкции. Разумеется к драчуну потом могут применить и формальные санкции — уже в полиции и по решению суда.

Уровни социального контроля

Социальный контроль реализуется на разных уровнях. Первым из таких уровней является самоконтроль — контроль, который осуществляет сам человек. Этот процесс выражается, например, в совести. Совесть — это наше социальное «я», которое образовалось в детстве, когда взрослые говорили вам, как поступать правильно, а как нет.

Вторым уровнем является уровень малых социальных групп: семья, близкие друзья, родственники. Эти группы в которых человек непосредственно каждый день вступает в с другими. Разумеется эти представители этих групп не просто должны, обязаны ставить нас на место, если наше поведение выходит за определенные рамки.

Третьим уровнем социального контроля является уровень больших социальных групп и организаций. Здесь уже обычно действует формальный контроль. Если ты работаешь в какой-то организации, то санкции уже будут реализацией социального контроля на этом уровне. Штрафы, лишение премии, выговор, увольнение — лишь самые распространенные примеры такого рода контроля. Очень важным условием реализации контроля в организации является корпоративная культура. Детальнее о ней ты можешь почитать .

Как видите, нюансов в этой теме достаточно для того, чтобы в ней запутаться. Тем более неподготовленному школьнику. Поэтому я приглашаю вас, если вы выпускник, или вашего ребенка, если Вы родитель, на наши курсы подготовки к школьным выпускным экзаменам (ЕГЭ или ГИА — не важно, как они теперь называются). Узнать о них детальнее вы можете в нашем сервисе подготовки. Регистрация по этой кнопочке:

С уважением, Андрей Пучков

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

"Ичалковская средняя школа"

презентация по обществознанию

Социальный контроль

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,

учитель истории

высшей квалификационной категории

с. Ичалки

Социальные отношения

Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

3.9. Социальный контроль

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); регулятивная.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей

Санкции –поощрение или наказание нацеленные на поддержание социальных норм

формальные и неформальные

формальные и неформальные

позитивные

негативные

правовые

обычаи, традиции

религиозные

моральные

политические

эстетические

этические

Социальный контроль- механизм отношений индивида и общества

    • Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций (награждение, премирование и т.п.)

Формальные позитивные

    • Благодарность и одобрение неофициальных лиц: друзей, знакомых, коллег (похвала, аплодисменты и т.п.)

Неформальные позитивные

    • Наказание за нарушение правовых норм (штраф, лишение свободы и т.п.)

Формальные негативные

    • Общественное осуждение человека за проступок (брань, отказ подать руку и т.п.)

Неформальные негативные

Социальные санкции

Формы социального контроля

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости, возникновение чувства вины и как следствие муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

В зависимости от применяемых санкций методы контроля:

а) прямые: жесткие (инструмент – политические репрессии) и мягкие (инструмент – действие конституции и уголовного кодекса);

б) косвенные: жесткие (инструмент – экономические санкции международного сообщества) и мягкие (инструмент – средства массовой информации);

в) в организациях осуществляется контроль: общий (если руководитель дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения); детальный (такой контроль называют надзором).

Аномия –

1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний, и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения (вплоть до суицида);

2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, позволяющих оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий представленного ниже ряда.

1) право; 2) традиции; 3) мораль; 4) социальный контроль; 5) социальные санкции.

1. Запишите пропущенное слово в схеме.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) поощрение; 2) наказание; 3) социальная мобильность; 4) социальная норма; 5) социальная санкция; 6) социальная стратификация.

4. Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»

Внутренний

5. Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции.

1) правительственные награды

2) дружеская похвала

3) государственные премии

4) вручение почётных грамот

5) аплодисменты

6) доброжелательное расположение

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный контроль; 2) этикет; 3) правовые нормы; 4) поощрение; 5) наказание.

7. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный контроль опирается на моральные и правовые нормы.

2) Социальный контроль – это совокупность санкций, применяемых к нарушителям социальных норм.

3) Поддержка и поощрение ближайшего окружения – важный механизм социального контроля.

4) Социальный контроль бывает только формальным, в неформальной среде он не действует.

5) Социальные санкции обеспечивают соблюдение социальных норм в обществе.

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формальными негативными санкциями.

1) штраф; 2) предупреждение; 3) отказ подать руку при встрече; 4) выговор; 5) бойкот; 6) арест.

9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.

4) Награждение государственным органом служит примером неформальной позитивной санкции.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

10. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2) Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3) В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4) Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

5) Социальный контроль обеспечивают соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

11. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами.

12. Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами.

13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальный контроль представляет собой механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. (Б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. (В) Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 50% респондентов не нарушают норм из-за боязни наказания. (Г) Вызывает недоумение, что почти четверть опрошенных ждёт поощрений за следование нормам. (Д) Думается, социальный контроль эффективен лишь в том случае, когда граждане сознательно следуют принятым нормам.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

1) позитивные санкции 6) социальные нормы

2) самоконтроль 7) социальный контроль

3) честь 8) совесть

4) социальные санкции 9) негативные санкции

5) неформальные санкции

15. «Социологи подчёркивают, что социальный контроль может быть ________ (А) лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и ________(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности ________(В).

Следует также различать внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных ________(Г), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и ________(Д) при принятии решений. Поэтому важно формировать у людей внутренний контроль, или ________(Е)».

1) самостоятельность 6) общество

2) самоконтроль 7) гражданский

3) эффективный 8) механизм

4) властность 9) статус

5) ответственность

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

1) смысл понятия, например : социальный контроль – это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например : «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например : «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов контроля.

:

1) смысл понятия, например : «механизм поддержания общественного порядка с помощью применения социальных санкций»;

2) одно предложение с информацией о видах социального контро ля: «К видам социального контроля можно отнести самоконтроль, осуществляющийся самим человеком, направленным на себя, и внешний контроль, осуществляемый социальными институтами, группами и отдельными личностями»;

3) одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля, например : «Внешний контроль бывает формальный, основанный на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации, и неформальный, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также на общественном мнении, которое выражается через обычаи, традиции, средства массовой информации».

18. Несколько школьников вошли в трамвай и заняли все свободные места. Следом сошла пожилая женщина с тяжёлой сумкой. Никто из ребят не уступил ей место. Один из пассажиров трамвая сделал замечание школьникам. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Определите вид (тип) применённой социальной санкции. Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ на первый вопрос : нормы морали;

2) Указан вид социальной санкции : неформальная негативная;

3) Приведён пример ещё одной подобной санкции : отказ от общения.

19. Коллеги обвинили Никифора в непорядочности и отказались от общения с ним. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции (назовите две её характеристики). Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) вид социальных норм : моральные (нравственные);

2) пояснение, например : порядочность – категория морали; речь идёт о неформальной оценке поведения человека с позиций добра и зла;

3) две характеристики санкции :

Неформальная

Негативная;

4) дополнительный пример санкции, допустим : отказ подать руку.

20. Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)

2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)

3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)

4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)

21. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о социальном контроле / Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

22. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества».

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1) Понятие «социальный контроль»

2) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции

3) Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов – основная цель и функция социального контроля;

б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей

4) Гибкость социального контроля – необходимое условие изменений в социальной системе

5) Девиантное и делинквентное поведение

Интернет-ресурсы

  • http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
  • http://soc.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ
  • https://elhow.ru/images/articles/4/44/4408/inner.jpg - изображение «совесть»
  • http://cs622424.vk.me/v622424569/42a2b/lIPRXgyAvRU.jpg - изображение «борьба добра и зла»
  • https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cffa0e8d12665406fd5e584551705f8b&n=33&h=190&w=272 – изображение «социальный контроль»

Литература

1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

2) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

3) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: