В чем состоит смысл чтения. По Русскому Языку ЕГЭ

В современном мире многие люди предпочитают просмотр сериалов и фильмов вместо чтения книг. Казалось бы, почему надо читать книги, если сейчас есть множество сайтов, где можно найти видеорецензии, видеоинструкции и другой медиаконтент, который позволяет узнать содержание статьи, научного материала или любой книги без прочтения текста. В этой статье мы рассмотрим, почему же человеку важно читать и почему чтение является таким полезным занятием.

Роль чтения в жизни человека

О том, насколько чтение является полезным для человека, можно говорить бесконечно. Особенно важную роль оно играет для детей. Главный плюс чтения состоит в том, что оно помогает развивать воображение. В свою очередь воображение является ключевым фактором для развития мышления. Доказано, что выдающиеся инженеры, ученые и деятели культуры читали много книг в молодости.

  • Именно чтение помогает человеку развить образное мышление, которое является основополагающим типом мышления во многих науках. Благодаря этому человек может представить себе любую ситуацию, так скажем, проиллюстрировать ее; об образном мышлении немало говорили философы, ученые. Например, Николай Коперник мог представлять сложные процессы, которые характерны для небесных тел, только благодаря образному мышлению. То же самое касается и ученых, изучающих поведение молекул, атомов и других мельчайших частиц.
  • Однако это не единственная роль чтения. Оно также помогает нам справляться со стрессом. Доказано, что благодаря чтению человек может погрузиться в другой мир и отдохнуть от своих проблем. А также узнать много нового.
  • Так же чтение помогает нам улучшить мыслительные процессы, бороться с рассеянностью и быть сосредоточеннее. Просто попробуйте читать каждый день хотя бы по пять страниц. В скором времени вы заметите положительный эффект.

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Текст изложения

(1)В чём польза чтения? (2)Верно ли утверждение, что читать полезно? (3)Почему многие продолжают читать? (4)Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

(5)Польза чтения книг очевидна. (6)Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. (7)А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. (8)Убедиться в этом каждый может на собственном примере. (9)Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. (10)Читающий человек грамотнее говорит. (11)Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. (12)Не верите? (13)А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. (14)После прочтения (общий второстепенный член) вы будете соображать быстрее 1 , ваш ум станет острее 2 и вы поймёте 3 , что читать полезно и выгодно 4 .

(15)Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. (16)После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

(По материалам Интернета)

Образец сжатого изложения

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает ясное мышление. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать. После прочтения чего-нибудь из классики детективного жанра вы будете соображать быстрее и поймёте, что читать полезно и выгодно.

Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. Читающие люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Иногда хочется думать категорично. Без полутонов, только черные клавиши и белые. Без диезов и бемолей. Только черное и белое. Для меня есть люди, которые читают и те, которые не читают. А вот в слове «читают» для меня заложен особый смысл.

Когда-то давно, когда еще не было компьютеров и интернета, единственными источниками связи с внешним миром были газеты, телевизор с двумя каналами, висевшее в каждом доме на стене радио, и книги. Для кого и что именно было на первом месте, не так важно. Все мы люди разные, разные у нас привычки и вкусы.

Для меня было неважным все, кроме книг. Где я эти книги только не читала: на уроках в школе умудрялась читать толстенные книжки, прятала от родителей книжку и фонарик под одеяло, во время домашнего обеда книга всегда была перед глазами. А в это время по радио звучала передача, в которой тоже читали художественные произведения, и иногда, отрываясь от чтения, слушала голос, доносившийся из динамиков, повествующий об удивительных событиях и приключениях героев из книг, которые невозможно было нигде купить.

Я знаю, что вы догадались и вы абсолютно правы — это происходило в прошлом веке. Книги в те времена был большим дефицитом, и то, что удавалось выпросить в библиотеке или у подружек, прочитывалось залпом. А потом была нужна новая доза порция.

Это тоже можно назвать своего рода зависимостью. Как раз об этой «зависимости» мы сегодня и поговорим. Для чего читают люди?

Есть ли польза от чтения книг?

Наверное, каждый для себя по-разному может ответить на вопрос, для чего он читает? Для кого-то это удовольствие, для кого-то книга — источник знаний, кто-то читает, чтобы скоротать время, например, в дороге. Сегодня бумажные книги потеснили новейшие технологии — электронные книги. Но суть от этого не меняется. Книги по прежнему читают, и продолжают рождаться люди, которые читают с пеленок и те, которые не читают. Странно, но факт остается фактом. Очень часто бывает, что в одной семье растут дети, с абсолютно разным отношением к чтению. Как вы считаете, любовь к чтению надо считать талантом или особым даром?

Очень много говорят, что любовь к чтению можно и нужно прививать с раннего детства. Что своим примером читающие родители смогут своему ребенку пробудить интерес к книгам. У меня нет ученых степеней, чтобы дискутировать на эту тему, но я очень сомневаюсь, что подобные действия станут гарантией того, чтобы ребенок полюбил читать. Допускаю только единичные случаи. Даже если учесть тот факт, что привычки вырабатывается за 21 день.

Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?

1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.

2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.

4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.

5. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.

6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.

7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.

8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.

9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.

10. Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.

Еще не все забыли, что Россию считали самой читающей нацией. Те времена прошли, но большая часть людей по прежнему испытывает потребность найти, купить и прочитать хорошую книгу.

И хотя Интернет считается местом, где можно найти все бесплатно, скачать и прочитать абсолютно все, что тебе интересно — найти все и бесплатно не получается. Многие авторы отстаивают свои авторские права на произведения, и поступают совершенно правильно, предлагая нам купить книгу в магазине. Да и скорость чтения «бумажной» книги выше, чем электронной. Опять же в электронной книге отсутствуют поля, на которых можно выражать свои мысли и делать нужные заметки. Что само по себе является важным навыком.

Впрочем, на этот счет, что лучше электронный или бумажный вариант книги существует много разных мнений. Но мы спорить не будем. Так как сегодня каждый из нас выбирает тот вариант, который больше ему подходит.

А вот помощниками в выборе книг сегодня выступают интернет-магазины, которые предлагают нам не только купить книгу, но и предварительно ознакомят нас с рецензией и дадут полистать и почитать несколько страниц. Все это, а также отзывы тех, кто уже прочитал эти книги раньше, позволяют нам сделать правильный выбор и принять решение: купить или не купить эту книгу.

Одним из первых интернет-магазинов, который предоставляет огромный выбор литературы, стал OZON. RU. Ежедневно на сайт компании заходят более 600 000 посетителей. Сегодня на сайте можно купить практически все. Но для своих читателей я сделала доступным выбор хорошей деловой литературы на темы, близкие теме блога — личной эффективности, лидерства, маркетинга. Постоянные посетители получат возможность не пропустить новинки, появляющиеся в этих книжных разделах, и приобрести понравившуюся книгу «не отходя от кассы», в библиотеке на главной странице блога.

Надеюсь, что те выгоды от чтения книг, которые вы прочли в моей статье, еще больше убедят вас в том, что книга для нас является источником знаний, а является одним из основных способов развивать нужные человеку навыки. Во все времена в книге нуждаются все: и старые и малые. Но с книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми, писал Фейербах. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья.

Читайте только лучшие книги, дорогие друзья, и это станет отличной инвестицией в вашу копилку личностного роста. Хороших вам книг и увлекательного чтения!

Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…

(Н. В. Гоголь )

Объясните, зачем Пушкин так выразился: «И синего моря обманчивый вал / В часы роковой непогоды, / И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы».

Может, лучше было бы просто сказать, что князь не утонет в море и не погибнет в бою или от руки предателя? Тем более что сам же Пушкин в статье 1822 года «О прозе» критиковал писателей, которые, вместо того чтобы сказать рано поутру, «пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее». Если вы скажете, что поэт употребил тропы, потому что это художественное лирическое произведение, то это неверно. Сам же Пушкин в статье «Отрывки из писем,

мысли и замечания», напечатанной в альманахе «Северные цветы» за 1828 год, писал: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Есть немало лирических произведений, где никаких тропов (слов в переносном значении) нет или почти нет, например пушкинское «Я вас любил…». А вместе с тем слова в переносном значении можно встретить и в научном тексте: склонение существительных, наклонение глагола, корень слова. Значит, чтобы объяснить смысл приведенных выражений из «Песни о вещем Олеге», надо понять, в чем их сообразность, почему для выражения определенной мысли поэту понадобились такие метонимии. И тогда они станут для вас художественными образами.

Еще вопросы.

Почему торжествует крестьянин и что он делает: «Зима. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»?

Какое время суток изображено в строках поэмы «Руслан и Людмила»: «Уж утро хладное сияло / На темени полнощных гор»?

Отчего Пушкин написал: «Навстречу северной Авроры …»? Что это – ошибка? Ведь наречие навстречу требует слова в дательном падеже – «Авроре ».

Почему у Пушкина сказано: «Златая цепь на дубе том…» – а в народной песенке: «Сидит ворон на дубу »? Почему Пушкин пишет: «Из темного леса навстречу ему / Идет вдохновенный кудесник…» – а Некрасов: «Однажды в студеную зимнюю пору / Я из лесу вышел…»? В каком-то из текстов ошибка или употребление разных форм падежных окончаний имеет определенный смысл?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо глубоко проникнуть в смысл произведения, то есть уметь читать. Читать не как гоголевский Петрушка, которому нравился сам процесс чтения, когда «из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Уметь читать – это значит ярко представить себе созданную словами картину жизни, пережить вместе с героем сюжетные перипетии, понять, что сказал лично вам автор о мире, о людях, о вас самих. А для этого необходимо почувствовать красоту и выразительность поэтического языка: не просто отметить эпитет, а восхититься его точностью, которая помогает представить предмет; не просто обнаружить удачную метафору, а понять, почему именно ее автор использовал, какую мысль передал благодаря этому тропу. Ведь все образы и мысли автора в произведении выражены посредством слов, соединенных в предложения. И задача читателя – научиться проникать через словесную ткань в глубину смысла.

Но это не простое дело. Такому чтению надо учиться. Как учиться? На опыте! Не только следить за сюжетной линией, но и обращать внимание на языковые средства, посредством которых автор стремится быть максимально выразительным. А чтобы это видеть, надо знать законы словесности.

И вот один из важнейших законов. Уже приступая к чтению, мы по-разному настраиваемся на восприятие рассказа, стихотворения или пьесы, по-разному относимся к произведениям незнакомого автора или классика. Чтобы лучше понять произведение, важно знать, кто его автор (реалии его жизни и творчества), в какую эпоху и в какой стране оно написано, и судить о произведении по тем законам, по которым оно создано. Если же вы будете искать в лирике острого сюжета или попытаетесь читать поэта XVIII века, не учитывая реалий того времени, то не увидите в них самого главного. Поэтому компетентное чтение – это восприятие произведений в их жанрово-родовой и историко-литературной специфике.

Другой закон: в искусстве слова чрезвычайно важна стилистическая окраска. Сравните две фразы: «Прекрасный рыцарь низвергся с колесницы и получил жестокую рану» и «Красивый парень сверзился с повозки и расквасил рожу». Чем они различаются? Стилем, а следовательно – смыслом!

Вполне возможно, что речь идет об одном и том же событии, но рассказывают о нем разные люди: первую фразу мог сказать рыцарь или дама, а вторую – простолюдин, слуга или крестьянин. Одно высказывание принадлежит к высокому стилю, другое – к низкому, в одном слова книжные, в другом – разговорные и даже просторечные. Значит, высказывание приобретает смысл не только благодаря предметному значению слов, но и посредством их стилистической окраски .

И третий закон: поскольку мы имеем дело с явлением искусства слова, в котором язык служит «материалом» (как в живописи – краски, в скульптуре – мрамор), то в художественном произведении все языковые средства служат раскрытию идеи . Поэтому здесь все имеет значение: стихи это или проза, интонация и используемая лексика, выбор средств художественной изобразительности, то как организован текст и многое другое.

Очевидно, что понять смысл произведения можно только через слово. При этом необходимо учитывать род и жанр, место произведения в литературном процессе, замечать стилистическую и эмоциональную окраску слов, которые отобрал автор для выражения своего отношения к изображаемому, понимать, какое значение имеет то или иное языковое средство для создания картины жизни. Словом, чтобы получить наслаждение от чтения, глубоко проникнуть в смысл произведения, необходимо научиться грамотно читать.

Так что же, читатель должен заниматься этой тяжелой работой? А где же увлечение интересной книгой, потрясение от стихов? Но дело в том, что умелый и грамотный читатель замечает языковые средства и вдумывается в значение слов и предложений непосредственно во время чтения, интуитивно. Хотя слово «анализ» и означает «разложение», это не значит, что надо раскладывать текст по полочкам, препарировать его, будто скальпелем, рассматривать под лупой каждое слово, каждое предложение. Нет, анализ, который совершает умелый читатель, – особый, образный, в нем соединяются эмоциональная реакция и работа мысли.

Мы говорим об умелом читателе. Есть люди, от природы наделенные таким талантом. Но что делать остальным? Научиться! Это доступно почти каждому. И в первую очередь надо много читать. Затем, уже на конкретных примерах, увидеть, как анализируется произведение, и, наконец, самому проделать такую работу. Это напоминает обучение письму: в первом классе вы писали сначала палочки и крючочки, потом – буквы, а теперь свободно владеете навыком письма, уже не вспоминая, из каких элементов состоят буквы. Так же и с процессом чтения: сначала вы будете овладевать приемами анализа, а потом,

знакомясь с новым произведением, прямо во время чтения почувствуете значимость используемых автором художественных средств и проникнете в его замысел.

В одном стихотворении вы заметите, как точны и выразительны эпитеты, и в возникшей перед вами картине откроется красота мироздания, в другом – мысль автора выявится благодаря антитезе, и вы почувствуете, как сложна и противоречива жизнь, в третьем – образ станет понятен через игру слов, и вы восхититесь свободой и виртуозностью языка автора, в четвертом – важно сопоставление картин, в пятом – несовпадение стиховых и синтаксических пауз и т. д.

Единого пути, пригодного для анализа любого произведения, не существует, в каждом случае мы заново торим дорожку от слова к смыслу. Искусство анализа как раз и состоит в выборе оптимального способа проникновения в идею произведения через его словесную ткань.

Выбор способов анализа определяется конкретным текстом, однако есть общие этапы, которые проходит каждый читатель при знакомстве с лирическим произведением. Прежде всего – имя автора, которое создает определенные ожидания: знакомство с новым поэтом или встреча с известным. У компетентного читателя с именем автора связаны представления о личности поэта, о времени создания произведения, о литературном направлении. Некую установку на понимание дает определение жанра и заглавие стихотворения или его отсутствие: по-разному вы будете воспринимать дружеское послание и эпиграмму, стихи под названием «Весна» и «Осень».

А дальше – главное: текст. Необходимо его внимательно прочесть, вникнуть в значение слов, услышать ритм стихотворных строк – музыку стиха – и вообразить нарисованную словами картину. При этом вы вспоминаете собственные впечатления от реальных предметов, обозначенных словами, и сами создаете из них цельную картину, поэтому неудивительно, что у каждого читателя рождается своя, непохожая на другие ассоциация. Но в лирическом произведении все же главное – внутреннее состояние, чувства и мысли, которые возникли у поэта под впечатлением увиденного. И вы постараетесь проникнуться этим состоянием, осмыслить переживание, научитесь сопереживать.

И наконец, не менее существенное: знакомясь с произведением искусства слова, вы испытываете особое эмоциональное состояние – эстетическое переживание. Вас не оставят равнодушными красота чувств и глубина мысли автора, а также совершенство языка, посредством которого выражаются эти мысли и чувства, – меткость и точность слов, стройность стихотворных строк и многое другое.

Но и это еще не все – это лишь описание вашего восприятия . А нужно еще дать истолкование (то есть объяснить, прежде всего самому себе, смысл стихотворения) и его оценку (то есть понять, что значит произведение для вас лично). Для этого надо внимательно вчитаться в текст, вдуматься в значение слов и предложений, вслушаться в интонацию. Ведь настоящий читатель, если стихи ему понравились, нередко вновь перечитывает их, даже заучивает наизусть, и потом стихотворные строки будто живут с ним, и при этом возникает все более глубокое понимание произведения.

Стихи сотканы не из простых слов, а из слов поэтических, особым образом организованных. Они рождены особым мировосприятием поэта, его талантом, а потому приобрели новые свойства, новые значения. Восхищаясь красотой художественного слова, читатель все глубже проникает в смысл произведения.

А сейчас давайте выйдем за пределы школьного учебника и поучимся понимать стихи: и те, которые не изучались на уроках литературы, и те, которые вы «проходили», но часто в буквальном смысле проходили мимо, потому что еще не обладали достаточным опытом и соответствующей подготовкой.

Сначала на примерах рассмотрим некоторые способы анализа лирического произведения. Это, конечно, не весь перечень «подручных средств», используемых при анализе стихотворения. Но вы убедитесь, что при чтении одних произведений важно внимание к особенностям языка, а для понимания других – нужно обратиться к своеобразию композиции или стиха. Выбор зависит прежде всего от текста стихотворения, но в немалой степени и от читателя – компетентный это человек или невежда.

«Тот, кто не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать их.»

Марк Твен

«Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых.»

Фазиль Искандер

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20-30 лет назад. И все потому, что, во-первых, многие из читающих людей перешли на электронные книги, а, во-вторых, появилось множество других развлечений, в первую очередь, конечно же, интернет. Большинство современных людей, особенно молодежи, лучше проведут вечер, уставившись в монитор своего компьютера, чем откроют книгу. Если Вы ищете какую-либо интересующую Вас информацию в сети, вы в большинстве случаев ее найдете, но там она представлена в максимально сжатом виде, в виде цитат, тезисов, кратких изложений и субъективных мнений разных людей. Поэтому, если черпаете информацию только из интернета, Вы рискуете получить ее не только не в полном объеме, но и в редакции человека, который возможно посчитал, что часть информации не особо полезна. Помимо вышесказанного, книги обладают множеством других важных качеств.

1. Книга — источник знаний. Это самая главная причина, по которой рекомендуется регулярно читать. Ни один другой источник информации не даст нам такой объем качественных знаний. Книга помогает нам перенять опыт других людей и задействовать его в решении жизненных трудностей и проблем.

2. Чтение — это упражнение для ума, способствующее развитию мозговой активности, мышления, логики, расширению кругозора и улучшению памяти.

3. Книги развивают в нас фантазию, творческий подход и способность к визуализации.

4. Книги обогащают наш словарный запас, повышают грамотность и качество нашей устной и письменной речи.

5. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей, но для этого нужно, чтобы книга была интересной и увлекательной. В связи с этим, многим людям книга помогает уснуть.

6. Почему всегда слышишь: «Книга намного интереснее, чем фильм»? Да потому, что читая книгу, мы сами выступаем режиссерами, а наше воображение рисует красочные сцены, которые, по нашему мнению, ни в какое сравнение не идут с тем, что мы видим в кино.

7. Чтение книг придает нам уверенности, так как читая литературу на различные темы, мы становимся более осведомленными, компетентными, получаем новые знания, которые используем в повседневной жизни, знаем ответы на те вопросы, которые раньше казались нам непонятными.

8. Чтение книг способствуют развитию коммуникативных навыков, начитанные люди могут с легкостью найти тему для разговора.

9. Чтение вслух улучшает дикцию, что способствует улучшению развитию навыка публичных выступлений.

10. Хорошие книги вдохновляют нас, становятся источником идей и мотивации.

Я описал самые главные и важные качества книг, и какую пользу они несут человеку. Я не стану спорить о том, какой формат книг более предпочтительный: бумажный или электронный — это дело вкуса. Мне больше нравятся бумажные книги, к тому же напечатанный на бумаге текст лучше усваивается. Но несмотря на это я использую планшет для чтения из-за его удобства и возможности держать в одном устройстве сотни и тысячи книг, тогда как их бумажные версии в таком количестве просто негде было бы хранить.

    Похожие записи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: