Совокупный объем. Что такое сгоз и как его считать

Что учитывает понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) по 44-ФЗ для расчета суммы закупок у СМП, СОНКО, что не учитывается, а также приведем пошаговую инструкцию для расчета объема закупок и калькулятор.

Что такое СГОЗ по 44-ФЗ

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) дается в статье 3 Закона 44-ФЗ. Это объем средств, которые были выделены заказчику для проведения закупочных процедур, а также для оплаты контрактов, заключенных ранее. Объем средств утверждается в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.

Расчет этого показателя необходим для формирования отчетности и соблюдения требований законодательства. Будьте внимательны: ошибка в вычислениях может привести к крайне негативным последствиям - повышенному вниманию ФАС, внеплановым проверкам и штрафам.

Методика вычисления была разработана после возросшего количества споров вокруг необходимости включения в этот объем стоимости долгосрочных контрактов, которые заключили в прошлом году, а оплачивать должны в настоящем.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как посчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Рассмотрим основные правила расчета СГОЗ по 44-ФЗ. В совокупном объеме учитываются:

  • стоимость контрактов, которые стороны подписали в прошлом году, но заказчик должен перевести оплату в этом;
  • общая цена контрактов, которые стороны подписали в этом году и обязательства по которым будут исполнены в нем же (небольшие по срокам контракты);
  • стоимость контрактов, которые были подписаны в этом году, но будут исполнены частично в следующем периоде (в СГОЗ вносится только та часть, которая будет оплачена в этом году).

При расчете не нужно учитывать зарплату сотрудников, их командировочные выплаты, средства, которые идут на уплату налогов и других обязательных сборов, средства на возмещение вреда, который заказчик причинил физлицам или контрагентам в ходе работы. В итоге совокупный годовой объем закупок формируется из сумм, которые выделены на оплату товаров, работу и услуг. Цифра идентична лимитам бюджетных обязательств.

Для чего это нужно?

Во-первых, для принятия решения о создании контрактной службы (если объем более 100 млн руб.) или назначении контрактного управляющего (при показателе менее 100 млн руб.) - об этом сказано в части 2 статьи 38 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, определение необходимого объема закупок у малого бизнеса и социально значимых некоммерческих компаний. На них должно приходиться не менее 15% СГОЗ, если показатель меньше, заказчику грозит штраф.
В-третьих, для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у едпоставщика. Малые закупки у едпоставщика можно проводить в объеме 5% от СГОЗ, не больше 50 млн руб.
В-четвертых, для расчета объема закупок путем запроса котировок. Этим способом можно проводить закупки в объеме не более 10% от СГОЗ на сумму до 10 млн руб..

Рассчитанный показатель заказчик должен включить в план-график. Для этого используются методические рекомендации Правительства РФ.

По Закону № 44-ФЗ, вы обязаны закупать 15 процентов от СГОЗ у СМП и СОНО. Отчет о закупках у малого бизнеса вы обязаны разместить до 1 апреля. Сейчас подходит срок очередного отчета. Проверьте по калькулятору, выбрали ли вы нужный минимальный объем - это займет несколько секунд.

Расчет СГОЗ для разных способов определения поставщика

Рассмотрим примеры для разных случаев. Возьмем закупки у едпоставщика. В первой части статьи 93 Закона о контрактной системе установлены следующие лимиты (используется один из них по выбору). Объем закупок у едпоставщика не должен превышать:

  • 2 млн руб. в год;
  • 5% от СГОЗ и не должен быть больше 50 млн руб. в год.

Пример. Допустим, СГОЗ госзаказчика составляет 3 млн руб. По закону, он может проводить у едпоставщика закупки на 150 тыс. руб. (5% от СГОЗ). Этой суммы недостаточно, поэтому выгоднее пользоваться вторым способом расчета лимитов - не более 2 млн руб. в год.

Рассмотрим также методику расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся к СМП и СОНКО. У них нужно закупать на сумму не менее 15% от годового объема. Это можно делать двумя способами: установить ограничение на участие в процедуре только СМП и СОНКО или же обязать привлекать их в качестве субподрядчиков.

Правила здесь аналогичны. Рассчитаем объем закупок у СМП и СОНКО по данным из нашего примера. Если СГОЗ составляет 3 млн руб., у малых предприятий и социально-ориентированных НКО нужно закупить на сумму 450 тыс. руб.

Обратите внимание, что с 2019 года при расчете общего объема закупок учитываются процедуры с едпоставщиком, проведенные после несостоявшихся конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в электронной форме.

Чтобы избежать штрафных санкций, правильно рассчитывайте СГОЗ и вовремя сдавайте отчетность.

Контракты заказчика:
1) в 2018 году на сумму 800 000 руб. Из них 500 000 руб. оплачены в 2018 году и 300 000 руб. перешли на 2019-й;
2) в 2019 году на сумму 900 000 руб. с полной оплатой в 2019 году;
3) в 2019 году на сумму 1 млн руб. с частичной оплатой в 2019 году (700 000 руб.). А 300 000 руб. заказчик оплатит в 2020 году.
СГОЗ в 2019 году составит 1,9 млн руб.: 300 000 руб. + 900 000 руб. + 700 000 руб.

СГОЗ - это совокупный годовой объем закупок, т. е. деньги, которые выделены для закупочной деятельности в текущем году. В эту сумму также входит оплата контрактов, которые заказчик заключил в прошлом году, но выполнение обязательств и оплата по которым предстоит в текущем. Расскажем, для чего нужен этот показатель, что в него включается, а также приведем примеры расчета.

Что включается в совокупный годовой объем закупок

16.06.2017 Минфин в Письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Минфин также разъяснил необходимость включать в СГОЗ денежные средства на оплату контракта при заказе у на сумму не выше 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в СГОЗ входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

СГОЗ изменяется в течение года. Это влияет на то, какие закупки и в каком объеме нужно проводить. Поэтому рекомендуем узнавать, например раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Какие сведения не включаются

На основании ч. 1 ст. 30 имеется список госзаказов, которые не входят в расчет показателя. Это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Цели СГОЗ

Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44-ФЗ о контрактной службе (ч. 1 ст. 38) обязывает организатора решить вопрос о в зависимости от суммы всех заказов. Если она выше 100 млн рублей, заказчик обязан организовать службу.

Заказчик использует совокупный объем закупок по 44-ФЗ при расчете:

  1. Минимального количества госзакупок у СМП и СОНКО (ч. 1 ст. 30).
  2. Максимального количества заказов при проведении (ч. 2 ст. 82.1).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

СГОЗ также потребуется при составлении:

  1. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик сможет проводить госзакупки только на основании составленного плана-графика.

Примеры расчета

Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2019 г. в размере 10 млн руб., то СГОЗ на 2019 г. для этого заказчика составит 10 млн руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2018 г. и исполненных в 2019 г. контрактов.

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО

Если размер СГОЗ — 10 млн рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн руб.), и от полученной суммы посчитать 15 %, т. е.:

(10 000 000 - 3 000 000) × 15 % = 1 050 000 руб.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения электронного запроса котировок

Эта цифра должна составлять 10 % от величины СГОЗ.

10 000 000 × 10 % = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн рублей.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

По п. 4 ч. 1 ст. 93 он может составлять 5 % от СГОЗ, или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн рублей.

10 000 000 × 5 % = 500 000 руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93 он составит 50 % от СГОЗ. При этом по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн рублей.

10 000 000 × 50 % = 5 000 000 руб.

Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ

В СГОЗ по Закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее Закона о размещении заказов (94-ФЗ).

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2019 г. в отношении СГОЗ (). Стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 18 % от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок. При этом сумма всех договоров, которые заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 15 % от суммарной стоимости всех договоров, которые за год заключены по результатам закупок.

Почему расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) для некоторых заказчиков становится весьма проблематичной задачей, если почти исчерпывающая формулировка данного понятия представлена в Законе № 44-ФЗ?

Это объясняется тем, что единой законодательной нормы, определяющей порядок и варианты расчета, а также случаи использования полученных значений, не существует. Поскольку от СГОЗ зависит объем денежных средств, планируемых к получению из бюджета федеральной или муниципальной структурой на выполнение своих функций, то и внимание к его расчету пристальное. Рассмотрим, какие вопросы возникают при расчете СГОЗ.

Управление МЧС заключает договоры на экстренную медицинскую помощь, возмещение коммунальных услуг и договоры с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства в целях:

1) возмещения расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, на основании документов, представляемых медицинской организацией;

2) возмещения арендатором арендодателю расходов последнего на оплату коммунальных услуг;

3) привлечения экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.

Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для случаев осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует ли включать указанные договоры в расчет СГОЗ (до 2 млн руб.)?

Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по общему правилу не может превышать два млн рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн руб.

Пункт 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ определяет СГОЗ как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

По смыслу данной нормы в СГОЗ включается объем финансового обеспечения абсолютно по всем закупкам заказчика, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ, вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, при расчете СГОЗ следует учитывать объем финансового обеспечения по всем закупкам (включая закупки коммунальных услуг, а также товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий), осуществляемым путем проведения конкурсов, аукционов, запроса предложений, запроса котировок и у единственного контрагента (подрядчика, исполнителя), способом, определяемым в соответствии со ст. 111 указанного Закона. Те же средства, которые расходуются заказчиком не в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, не учитываются при расчете СГОЗ. К ним относятся, в частности, средства, направляемые на уплату налогов, взносов и иных обязательных платежей, на оплату труда работников и исполнение прочих обязательств, которые возникают не из гражданско-правовых договоров и должны заключаться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, а из иных оснований (например, в силу закона или на основании решения суда).

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. По смыслу положений Закона № 44-ФЗ (в частности, пп. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, чч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральным законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами) любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется. Приведенные в вопросе отношения в упомянутый перечень не включены. Однако, несмотря на это, они, следуя букве закона, не могут рассматриваться как связанные с осуществлением закупок, не регулируются положениями Закона № 44-ФЗ, а следовательно, соответствующие расходы заказчика не должны учитываться при расчете СГОЗ. Рассмотрим подробнее.

1) Возмещение расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям

В соответствии с п. 5 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911, при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган исполнительной власти (смотрите так же п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Согласно п. 146 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 № 668, при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медучреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими организациями МЧС России. При этом организации МЧС России по заключенным договорам с медицинскими учреждениями производят расчеты за оказанную медицинскую помощь сотрудникам.

Таким образом, при определенных обстоятельствах (в случае оказания сотрудникам неотложной медицинской помощи, медицинской помощи по экстренным показаниям) обязанность территориального органа МЧС возместить расходы медицинской организации, оказавшей соответствующие медицинские услуги, возникает не на основании контракта (договора), а в силу требований, предусмотренных нормативными актами. Очевидно, что такие расходы не могут быть запланированы заранее (и отражены в плане графике в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ), что лицо, которому должны быть возмещены соответствующие расходы, определяется не заказчиком, а также что отношения, возникающие между заказчиком и соответствующей медицинской организацией, основаны не на договоре. Отношения между указанными лицами при таких обстоятельствах, в принципе, не могут быть урегулированы в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Нормативные акты не устанавливают для подобных случаев требования о заключении какого-либо договора между заказчиком и медицинской организацией, фактически оказавшей услуги.

Приведенные основания, как нам представляется, свидетельствуют о том, что на отношения между заказчиком и медицинской организацией, связанные с возмещением расходов последней по оказанию медицинской помощи сотрудникам заказчика, положения Закона № 44-ФЗ не распространяются.

2) Возмещение арендатором арендодателю расходов последнего на содержание объекта аренды (включая расходы по оплате коммунальных услуг)

Обязанность арендатора по возмещению затрат арендодателя на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ. Согласно этой норме арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, возмещение арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основано непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг, по существу, лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.

Особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает, независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется.

Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому есть все основания полагать, что отношения, связанные с возмещением казенным учреждением, арендующим недвижимое имущество, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.

3) Привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства

Представляется очевидным, что нормы Закона № 44-ФЗ неприменимы к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств. По существу, этот вывод следует и из некоторых разъяснений, касающихся применения законодательства о контрактной системе. Так, например, в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 № 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 отмечено, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44-ФЗ для целей регулирования право отношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 № 14026-АП/Д04 по вопросам применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014, сфера правового регулирования которого, по сути, совпадает со сферой регулирования Закона № 44-ФЗ. Схожий вывод представлен в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в котором суд отметил, что положения Закона № 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которое осуществляется по правилам, установленным АПК РФ.

В связи с этим можно сделать вывод, что привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства должно осуществляться без соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.

Поскольку все указанные в вопросе отношения с участием заказчика не могут рассматриваться как связанные с исполнением контракта, который должен заключаться в соответствии с Законом № 44-ФЗ, соответствующие расходы заказчика не связаны с оплатой контракта, осуществляются не в рамках закупки и, следовательно, не учитываются при расчете СГОЗ.

В заключение следует отметить, что разъяснений ФАС России и судебной практики по заданным вопросам в открытом доступе нет. Вышесказанное является экспертным мнением, предоставленным службой Правового консалтинга ГАРАНТ. За официальными же разъяснениями необходимо обратиться в Федеральную антимонопольную службу (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Федеральный закон номер 44 регулирует и контролирует процессы закупок разными категориями компаний и организаций. В настоящем законе описан термин совокупного годового объема закупок, способы его расчета и процессы осуществления.

Что это такое?

СГОЗ - это совокупный объем закупок по 44 ФЗ. Согласно 3 статье Федерального закона 44, совокупный объем закупок утверждается в планах и графиках на будущий финансовый год. По СГОЗ утверждается общий объем денежных средств, обеспеченных для осуществления закупок на будущий год. Объем утверждается по представленным положениям и условиям Федерального закона номер 44, в него также включаются все контракты, заключенные или принятые в предыдущем году, но по плану оплачиваемые в последующем финансовом году.

Что включается в СГОЗ по 44 ФЗ? Согласно Федеральному закону номер 44, в совокупный годовой объем закупок входят товары, услуги и работы, контракты заключенные или принятые поставщиком и заказчиком в наступившем финансовом году и оплачены в нем же, либо заключены в предыдущем финансовом году, но оплачены в последующем.

Порядок расчета СГОЗ по ФЗ 44

Согласно статье 30, СГОЗ определяется по принятому лимиту на закупки у лиц, занимающихся малым предпринимательством или у некоммерческих организаций. Определенный сотрудник, называемый управляющим, составляет график и план закупок. Затем из высчитанной денежной суммы управляющий вычитает определенные законом факторы, не учитываемые при финальной сумме.

Согласно законодательству, расчет СГОЗ осуществляется следующим образом:

  • Рассчитывается точная денежная сумма закупок, осуществленных организацией за год;
  • Из полученной суммы вычитаются факторы, подходящие под категории кредитов, обороны, закрытых покупок или покупок у единственного поставщика и атомной энергии;
  • После от полученной суммы вычитается 15%. Конечный вариант округляется в большую сторону. Это делается для погашения изменений цен в момент аукциона.

Формула СГОЗ по 44 ФЗ такова: П+Т+С=СГОЗ.

П — это совокупность контрактов, которые были приняты и реализуются, но остались неоплаченными. Т — это совокупность сделок и контрактов, которые в этом году уже выполнены, но еще не оплачены. С — это совокупность сделок и контрактов, принятых в настоящем году, но которые будут действовать еще в течение продолжительного времени.

Пример расчета совокупного годового объема закупок по 44 ФЗ:

За год компания «Альянс» приобрела товаров на 6 миллионов рублей. Исходя из отчета часть трат была внесена за коммунальные услуги, интернет и телефонную связь. Для примера, округлим сумму и получаем, что на коммунальные услуги был потрачен 1 миллион рублей, а на мелкие товары и другие мелкие траты было потрачено 2 миллиона рублей.

Исходя из предоставленной формулы от общей суммы, 6 млн руб, отнимаем 1 млн и 2 млн Полученная сумма — 3 миллиона рублей. Затем от 3 млн руб отнимаем 15%, которые были потрачены на товары СОНКО и СМП, значит получается в итоге 2 млн и 550 тысяч. На СОНКО и СМП было потрачено 450 000. Компания составляет с СОНКО и СМП контракт, по которому сумма должна быть либо соответствующей, либо больше.

Расчет для бюджетного учреждения

Если лицо не знает, как осуществляется расчет денежных сумм для бюджетных учреждений, рекомендуется обратиться к Федеральному закону 44 и Федеральному закону 223. Как рассчитать СГОЗ в бюджетном учреждении? Аналогичным образом, как описано выше. Однако существует пару нюансов.

Особенности расчета СГОЗ:

  • Рассчитывается общий бюджет компании за год согласно предоставленным субсидиям из бюджета Российской Федерации. Закупки осуществляются именно исходя из денежной суммы субсидий. Требования и условия по осуществлению покупок описаны в ФЗ номер 44;
  • Покупка товаров, услуг или работ может быть выполнена только если компания или организация имеет правовой документ. Документ представлен в Федеральном законе о закупках отдельными видами юр. лиц номер 223, во второй статье, части 3.

Так как расчет для бюджетных учреждений происходит аналогичным образом, как описано выше, пример расчета такой же, как у компании «Альянс».

Скачать ФЗ 44 в новой редакции

Для более подробного рассмотрения расчета для разных категорий компаний и при разных видах закупок рекомендуется ознакомиться с настоящим законом. Он был принят именно для того, чтобы лица могли определить удобные для себя способы и виды и могли просмотреть все необходимые процессы и положения.

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно

СГОЗ – это совокупный годовой объем закупок. Это понятие и все его нюансы изложены в статье 3 ФЗ №44 «О госзакупках» от 5 апреля 2013 года. Это значение позволяет оценить работу компании, подготовить отчет перед контролирующими структурами, определить необходимые лимиты.

Что собой представляет СГОЗ

СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.

Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.

Для чего необходим СГОЗ

У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.

Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:

  • Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
  • Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
  • Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).

Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:

  • Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
  • План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).

На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.

Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44

Для определения общего объема закупок используется формула. Она включает в себя эти компоненты:

  • Стоимость контрактов, появившихся в прошлом году. Предполагается, что оплачиваться они будут в текущем периоде.
  • Заключенные договоры, выполняемые и оплачиваемые в текущем году.
  • Контракты, заключенные в нынешнем году, которые подлежат выполнению в нынешнем и следующем году. В расчетах учитывается только та часть, которая будет уплачена в нынешнем периоде.

При установлении общего объема закупок учитываются эти расходы:

  • Зарплата и командировочные.
  • Деньги, которые будут направлены на уплату налогов и других платежей в государственную казну.
  • Выплата компенсации за нанесение ущерба, который был нанесен предпринимателем.
  • Доход от деятельности субъекта.
  • Средства, которые были выданы в рамках закупки.

Совокупный объем формируется из денег, предназначающихся для оплаты приобретенных товаров и услуг в актуальном периоде.

Что не учитывается при расчетах СГОЗ

Перечень контрактов, которые не учитываются при определении СГОЗ, установлен частью 1 статьи 30 ФЗ №44. В частности, это касается государственных закупок для малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере:

  • Оборонные заказы и закупки, обеспечивающие безопасность государства.
  • Предоставление кредитования.
  • Заказы, касающиеся применения атомной энергии.
  • Контракты у единственного поставщика (часть 1 статьи 83 ФЗ №44).
  • Закрытые аукционы и конкурсы.

То есть все эти положения можно исключать при проведении расчетов.

Инструкция по расчету СГОЗ

Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:

  1. Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
  2. Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
  3. Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.

При расчетах используется эта формула:

СГОЗ = П + Т + С

В ней используются такие значения:

  • П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
  • Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
  • С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.

Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.

Примеры расчетов

Рассмотрим простейший пример. В 2018 году для субъекта выделены лимиты на бюджетные контракты в объеме 10 000 000 рублей. Объем совокупных закупок на 2018 год составит 10 000 000 рублей. Но потом из этой суммы нужно вычитать суммы, положенные для оплаты полученных в 2017 году и выполненных в 2018 году контрактов. Это начальный показатель.

Пример расчета минимальной величины закупок у малого бизнеса и НКО

СГОЗ составляет 10 000 000 рублей. Из этой величины нужно вычесть стоимость закупок на базе пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44. К примеру, стоимость таких закупок составляет 3 000 000 рублей. Для определения лимита закупок для малого бизнеса нужно определить 15% от СГОЗ. Именно 15% и является минимальной величиной.

Расчеты будут следующими:

(10 000 000 – 3 000 000) * 15%.

Результат: 1 050 000 рублей.

Определение максимального объема закупок методом запроса котировок

Максимальный объем в данном случае равен 10% от размера СГОЗ. То есть проводятся эти расчеты:

10 000 000 * 10% = 1 000 000 рублей.

ВАЖНО! Годовая величина контрактов, созданных через осуществление запроса котировок, не может превышать 100 000 000 рублей.

Как ввести сведения в план-график

Для ввода показателя СГОЗ в план-график нужно зайти на сайт государственных закупок. В частности, требуется зайти в личный кабинет. Затем нужно выбрать вкладку «Реестры» и нажать на «План-график». Когда план откроется, выбирается пункт «Итоговые позиции». Сюда и нужно занести сведения о совокупном объеме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: