Религиозный фундаментализм
Религиозный фундаментализм - религиозные
направления, свойственные любой религии,
призывающие к возрождению традиционных
ценностей и ориентирующиеся на
консервативные социальные цели.
Как правило, фундаментализм возникает в
периоды социальной и политической
нестабильности.
Основными чертами фундаментализма являются
буквальные восприятие религиозного учения и
текстов священных книг, отвержение всякой
возможности альтернативного истолкования
Священного Писания, провозглашение
неизменности догматики, требование строгого
исполнения всех религиозных предписаний.
Проблема
религиозных
конфликтов
в
современном мире является достаточно
актуальной, поскольку данные конфликты
затрагивают многие страны, решение
конфликтов, основанных на религиозных
противоречиях, является сложным и
долговременным процессом.
Конфликт религиозный - столкновение
религиозных индивидов и групп по
поводу различных позиций в вопросах
вероучения, религиозной деятельности
и правил построения религиозной
организации.
Конфликт может выливаться в форму
разногласий и споров, конкуренции и
борьбы, конфронтации и религиозной
вражды, которая связана с фанатизмом и
во многих случаях выливалась в
религиозные войны.Признаки религиозных войн:
⦿ ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
⦿ применение священных знамен и сигналов;
⦿ непосредственное привлечение духовных образов богов
в войне;
⦿ принадлежность противоборствующих группировок к
разным религиям;
⦿ полное вовлечение в военные действия всех слоев
населения противоборствующих
⦿ государств, национально-этнических групп;
⦿ во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят
религиозные духовные
⦿ лидеры;
⦿ в такой войне участвуют исключительно приверженцы
только этой религии или только этого направления
данной религии с исключительно религиозными целями защититься от экспансии другой религии (другого ее
направления) или, наоборот, навязать в насильственной
форме свою религию (свое направление в данной
религии) представителям других конфессий и лицам, не
исповедующим какую-либо религию (атеистам).Самые значительные
религиозные конфликты ХХ века:
⦿Исламский фундаментализм;
⦿Религиозное противостояние в
Ирландии;
⦿Исламская революция в Иране;
⦿Конфликт между индуистами и
исламистами;
⦿Противостояние сербов и хорватов;
⦿Теология освобождения.Типы религиозных войн
1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие войны;
3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;
4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения религиозных войн являются
конфликты и несогласованность интересов между
различными конфессиями или направлениями внутри одной
религии. То есть основным признаком религиозной войны
должны являться поставленные и впоследствии
реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных
конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или
внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким
образом, так называемые религиозные войны, в настоящее
время отсутствуют, а политическая составляющая
современных войн постоянно усиливается, выливаясь
зачастую в открытый терроризм.По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном
глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся
в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных
предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и
сознавать себя обществом».
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о
том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что
разные религии описывают это одним языком.
Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к
родственникам и друзьям пятью способами: великодушием,
учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к
себе и верностью своему слову”.
Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от
других”.
Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”.
Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит
своего брата, как себя самого”.
Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны
относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.
Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.
Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на
небе вы будете равны”.
Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа
своей потерей”.
Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает
другой того, что не хорошо для нее самой”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними”.Заключение
Таким образом, религиозный фундаментализм играет
важную роль в современных региональных
конфликтах.
Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только
для мирного населения, но и для целостности
государств, такие конфликты отличаются сложным
узлом противоречий, которые накапливались на
протяжении длительного времени и с
наступлением критической точки выливаются не
просто в мирные протесты, а в религиозную
дискриминацию, погромы, гражданские войны,
терроризм. В последние годы религиозный фактор
региональных конфликтов приобретает
политический оттенок, а религиозные причины
столкновений переходят на второй план, уступая
место политике. Имиджу религии вредит также
терроризм, который прикрывается религией, а на
самом деле преследует политический цели.
Подобные документы
Место фундаментализма в религиозной традиции. Причины интереса власти к проблеме приверженности в верованиях к крайним взглядам. Анализ реакции консервативных религиозных кругов на секуляризацию в ХІХ-ХХ вв. Современный православный фундаментализм.
реферат, добавлен 26.01.2016
Зарождение религиозного экстремизма в первобытнообщинном строе и использование различными жрецами, колдунами и шаманами как инструмента в межродовой борьбе за власть. Особенность наступательной и оборонительной приверженности к крайним взглядам.
статья, добавлен 25.12.2017
Проблема религиозного экстремизма в современное время. Реализация программы профилактики и противодействия религиозному экстремизму на практике. Социальный портрет экстремиста. Отличия салафизма от традиционного ханафитского мазхаба в Казахстане.
доклад, добавлен 22.05.2015
Концептуальное осмысление феномена политического экстремизма: его разновидностей, перспектив развития, адекватности антиэкстремистских действий, различий в сущности, масштабах, содержании, мотивации проявлений. Способы борьбы с религиозным экстремизмом.
реферат, добавлен 15.05.2009
Исламский фактор как определяющий в восприятии палестинских, чеченских и казахстанских экстремистов. Угроза силового противостояния на религиозной основе внутри мусульманских государств. Элементы, составляющие интеллектуальный феномен экстремизма.
доклад, добавлен 16.01.2018
Религиозно-политический экстремизм среди представителей исламского радикального движения как одна из наиболее серьезных форм проявления экстремизма в России. Современные экстремисты религиозно-политической направленности. Возникновение течения ваххабизма.
статья, добавлен 29.06.2018
Возрастание роли религии в современном обществе и влияние псевдорелигиозных организаций на национальную и религиозную ситуацию в Республиках Центрально-Азиатского региона. Понятие "исламский экстремизм", его истоки, предпосылки и причины появления.
статья, добавлен 17.06.2018
Социально-религиозная нетерпимость ислама и искусства. Философско-эстетическая альтернатива ислама. Эстетическое своеобразие художественной культуры "мусульманских" народов, влияние на нее тенденций общественного (народно-мифологического) развития.
реферат, добавлен 26.05.2015
Проблема религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане. Меры по предотвращению возможных угроз на религиозной почве, в отношении активизации разных религиозных радикальных движений и течений. Трансформация конфессионального пространства Казахстана.
доклад, добавлен 16.01.2018
Отношение различных конфессий к проблеме аборта. Отражение религиозного взгляда на статус эмбриона в различных культурах. Естественнонаучный взгляд на возникновение и развитие (онтогенез) человеческой жизни. Проблема аборта с позиции здравого смысла.
Слайд 2
Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов,основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременнымпроцессом.
Конфликт религиозный - столкновение религиозных индивидов и групппо поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации.
Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.
Слайд 3
По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном
глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом».
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.
- Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову".
- Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других".
- Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе".
- Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого".
- Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе".
- Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе".
- Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны".
- Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей".
- Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой".
- Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Слайд 4
А.А. Корабельников:
религиозная война – это общественно- политическое явление, "связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".
Слайд 5
Признаки религиозных войн:
- ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
- применение священных знамен и сигналов;
- непосредственное привлечение духовных образов богов в войне;
- принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям;
- полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих
- государств, национально-этнических групп;
- во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные лидеры;
в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).
Слайд 6
Типы религиозных войн
1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие войны;
3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;
4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.
Слайд 7
Самые значительные религиозные конфликты ХХ века:
- Исламский фундаментализм;
- Религиозное противостояние в Ирландии;
- Исламская революция в Иране;
- Конфликт между индуистами и исламистами;
- Противостояние сербов и хорватов;
- Теология освобождения.
Слайд 8
Заключение
Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах.
Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.
Слайд 9
Достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.
Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии развитием производительных сил, требованиями научно- технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий.
Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства.
В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.
Посмотреть все слайды
Cлайд 1
Cлайд 2
Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов, основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременным процессом. Конфликт религиозный - столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.Cлайд 3
По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком. Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”. Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других”. Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”. Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”. Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”. Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”. Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”. Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”. Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”. Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.Cлайд 4
А.А. Корабельников: религиозная война – это общественно- политическое явление, "связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".Cлайд 5
Признаки религиозных войн: ритуальные религиозные отправления военнослужащих; применение священных знамен и сигналов; непосредственное привлечение духовных образов богов в войне; принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям; полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп; во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные лидеры; в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).Cлайд 6
Типы религиозных войн 1. Автономистские войны; 2. Национально-иредентисткие войны; 3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты; 4. Религиозно-абсолютисткие конфликты; 5. Миаленаристские конфликты. Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели. В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.Cлайд 7
Самые значительные религиозные конфликты ХХ века: Исламский фундаментализм; Религиозное противостояние в Ирландии; Исламская революция в Иране; Конфликт между индуистами и исламистами; Противостояние сербов и хорватов; Теология освобождения.Cлайд 8
Заключение Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах. Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.Cлайд 9
Достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач. Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии развитием производительных сил, требованиями научно- технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий. Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства. В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.Церковь − очень влиятельный социальный институт. Она отделена от государства, но не отделена от общества. По логике некоторых авторов, любые действия РПЦ в обществе будут рассматриваться как фундаменталистские, если она не спустится до уровня "светскости", то есть обновится. А если нет, то социальная концепция будет по сути своей фундаменталистской, а Церковь − пережитком архаичности. "Пока православие не поймёт, что оно существует в реальном современном мире, где всякая религия (и традиционная христианская церковь в том числе) переживает глубочайший, сущностный кризис − то есть должна судить себя перед лицом безрелигиозного мира ("кризис означает суд") − до этих самых пор любой разговор о "боге", "церкви", "религии", "христианстве", которые заводят в обществе "религиозные люди", будет звучать или бесконечно двусмысленно, или вообще бессмысленно" . Данные выводы делаются в контексте сравнения с западными христианскими конфессиями. Здесь уже виден недостаток анализа отличия историко-культурного развития западного христианства и православия. Спуститься до зоны "светскости" и обновляться протестантам и католикам было весьма проще, чем РПЦ. По существу, католицизм развивался в рамках рационального, где разуму и интеллектуальному анализу богословских текстов отводилась наибольшая роль. В центре внимания здесь стоит личность. Конфликт с модерном менее выражен, так как разрыв между Богом и человеком огромен. Верующий идет к спасению сугубо земными способами и прежде всего через разум (разумное делание и интеллектуальная работа). Отсюда и практика индульгенций, когда грехи просто выкупались (например, с помощью пожертвований церкви). Позже это стало главной причиной реформации. Протестантизм идёт вслед за модерном. Значение Церкви как института вообще ставится под сомнение; поэтому решение Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг. (концепция "аджорнаменто" − церковного обновления) не явилось столь эпохальной датой в западном христианстве. В православии же основы веры полностью находятся в рамках иррационального. Изначально православие встало на охранительную позицию: свободное толкование приведёт к неминуемому искажению веры. Человек же должен "воцерковляться" в Церкви, через неё соединиться с Христом, а через него − с Богом.
Мирская жизнь должна быть максимально духовной, быть подражанием Христу. Изначально в православном подходе не было места личностному выражению рационализации и возможности усиления материального начала в мирской жизни, ибо идеалом была жизнь церковная или, точнее, воцерковленная. Западное христианство активно включилось в процесс рационализации уже в момент отхода от Церкви православной, а следование модерну и превращение клерикальной области по сути в светскую есть процесс закономерный, который развивался в западном христианстве не одно столетие. Поэтому неудивительно, что в католической Церкви ведётся обсуждение по поводу признания однополых браков и адюльтера, что само по себе для православного верующего кажется не только недопустимым, но и антихристианским, противоречащим всему учению Христа.
В последнее время всё больше западных исследователей говорят не только о постхристианской эпохе, когда влияние Церкви практически отсутствует, но и о постепенном упадке веры. "В либеральной ФРГ процесс фактического исключения христианства из всех решающих областей культурной, политической и общественной жизни зашел уже между тем так далеко, что следовало бы говорить о конце Церкви в стране" . Кьеркегор отмечал, что от христианства осталась ещё форма, она продолжает существовать, но сам дух и субстанция христианства исчезли. Трельч полагал, что мы вступили в специфическую фазу истории христианства. Он обозначал этот этап как конец догматической эпохи. "Даже Церкви и теологи, стараясь приспособиться к духу времени, все более отказываются от христианских догм. Сегодня уже нет дискуссии о христианстве, а есть лишь различные прения. Каждый человек может найти для себя по личному вкусу из рассыпавшейся догматики христианства то, что ему нравится. "Следствием распада догматики и эволюции Церкви и теологии" становится утрата религией всякого влияния на политические устои и культурные взаимоотношения государства. Бог рассматривается лишь как понятие, с которым не связывается никакая действительность. Фундаментализм, при правильном понимании, и свобода − взаимосвязаны," - полагает автор.
Процесс секуляризации религии зашёл очень далеко, он грозит уже существованию самой церкви на Западе. Социальная концепция православной Церкви, придерживаясь идеи "симфонии" Церкви и государства, строится на традиционных устоях, которые сами по себе предполагают большое влияние на общество. Принятые Юбилейным Архиерейским Собором 2002 г. "Основы социальной концепции РПЦ" написаны именно с позиции, которые не противоречат преданию Церкви. В концепции провозглашается отделение Церкви от государства. Однако их цели едины - приводить людей к спасению, к Церкви. С православной точки зрения государство призвано оградить человека от греха. Оно должно способствовать утверждению ценностей православия в обществе, которые сами по себе нравственны и гуманны. Государство участвует в деле спасения граждан. Поэтому Церковь в случае безнравственной и антихристианской деятельности государства может призвать народ к неповиновению .
Исламский фундаментализм
Специфичным влиянием современного мира ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидность религиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. «В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира.» Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но и всего исламского способа жизни. Он требует организации повседневной жизни верующих, по законам шарлата, установления теократического государства, судопроизводства по законам шарлата. Наиболее яркие примеры такого фундаментализма – Иран в 1970 – 1980 е, Афганистан под властью Талибана, Чечня в период «независимости» от России.
Наиболее чувственным современным проявлением исламского фундаментализма принято считать такую его модную ветвь, как ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Казалось бы, движение, возникшее еще в XVII в. должно, было потерять свою актуальность в наши дни, ведь XX, XXI, века – время новых идей и исканий. Однако ваххабитум на совершенном этапе приобрел второе дыхание, и даже хуже – он превратился в серьезную ударную силу в руках международных террористов и религиозных фанатиков. Закономерен вопрос: почему ваххабитум за такое короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой в руках террористов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Вообще, в исламе не существует отдельного толка – мазхаба, который назывался бы ваххабистским, слово «ваххабизм» не встречается ни в одной канонической книге. Ваххабизм - это ответвление ислама, основателем которого является Муххамед Ибн Абу аль-Ваххаб. Главной осью ваххабизма является единобожие. «Один аллах – творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить… Лишь в руках Аллаха способность вершить добро и зло… Нельзя взывать о помощи ни к кому кроме Аллаха. Нельзя давать обет не Аллаху, нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников пророка и святых. «Характерной чертой ваххабитов являлась непримиримость. Фанатизм и экстремизм приобретал необузданные формы. Убеждение в том, что их противники – неверные оправдывало жестокость по отношению к ним, подвигало на военные подвиги и завоевательные походы». Т. о. Складывались идеологические предпосылки для объявления священной войны (джихада) всем неверным. В XVIII в. ваххабизм идеологической основой борьбы за политическое объединение Аравии, захваченной турками, родом аль-Саудов.
Если в XVIII в. ваххабизм носил локальный характер, то на современном этапе ему присущ характер международный. Ваххабизм преследует такие цели, как утверждение основ «чистого» ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства - Халифата. Главным методом достижения этого является терроризм. «Волна кровавого террора захлестнула мир в конце XX в. Стоит лишь вспомнить взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват заложников, прямую агрессию против Чечни и Дагестана. Эти события потеряли всякие представления о правах человека на жизнь, свободу, неприкосновенность жилища». Стоило понять, что ваххабизм в изменившейся геополитической ситуации представляет серьезную угрозу национальной безопасности России.
Заключение
Таким образом, социальная концепция Российской Православной Церкви традиционалистична по своей сути. Значение фундаментализма в её обществе неоднозначно. Некоторые его позиции, касающиеся традиций и догм, необходимы для сохранения Церкви как социального института, так как, включаясь в процесс секуляризации, Церковь может подвергнуть опасности своё существование.
Исламский фундаментализм является ответвлением ислама, его наиболее радикальной интерпретацией. Ислам – это сравнительно молодая религия, он моложе христианства примерно на 600 лет. Вспомним, как выглядел христианский мир 600 лет назад. Костры инквизиции горели в Германии, Франции, Испании. Монахи устраивали оргии, а графы и герцоги возносили молитву дьяволу. Для того, что бы суть христианства пришла в относительное соответствие с формой потребовались века. Такой путь должен пройти и ислам. Сейчас он находится на пике своей активности, он «молод и горяч». В результате и появляются различные экстремистские движения. Но, с течением времени реформированный, совместимый с совершенным миром ислам одолеет экстремистский фанатизм в своих недрах.
Список использованной литературы
1. Новая философская энциклопедия. Том IV. М., 2001.
2. Степанов А. Правда о чёрной сотне // Русь православная. 1999. №2.
3. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1994.
4. Иоанн (Снычёв), митр. СПб. и Ладожский.Проповеди.СПб., 1992; Русь соборная.СПб.,1994 и др.
5. Кырлежев А. Безрелигиозное христианство в "совершеннолетнем мире"? // Знамя. 1995. №10.
6. Феофан Затворник. Письма к ровным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892.
7. Соколов Л. Епископ Игнатия Брянчанинов. Т.2. Приложения. Киев, 1915.
8. Гюнтер Рормозер. Кризис либерализма. М., 1996.
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Изд-во Московской Патриархии, 2000 // www. Russian-orthodox-curch.org.ru
10. Д. В. Ольшанский «Психология терроризма». – СПб.:Питер 2002г. – с. 189.
11. «Памятка ваххабитов.» Всемирный исламский совет призыва и взаимопомощи.
13. «Кровавый террор». Ставицкий. – М: ОЛМА-ПРЕСС,2000
работы Георга Зайде, Пауля Рота, Герда Штриккера и др.
Assen Ignatov. Instrumenfalisierung des orfhodoxen Christentums
in Osteueropa heute. Theologische Ar-gumente im politischen Kampf// Berrichte
des Bundes instituts fur ostwissenschaftliche und infrnationall Studien. Nr. 28/1994
Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Обстоятельства
нового времени: Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся
Европы // Независ. газета, НГ-.Религии, 1999.26. V; Норма веры как норма жизни:
проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе
личности и общества. VIII международные Рождественские образовательные чтения.
М., 2000. 7-9. II; и др.
Феофан Затворник. Письма к ровным лицам о разных предметах веры и
жизни. М., 1892. С.73.
Соколов Л. Епископ Игнатия Брянчанинов. Т.2. Приложения. Киев, 1915.
С.67.
Кырлежев А. Ук. соч. С. 178.