Презентация адаптационный период первоклассников. Презентация на тему "адаптация первоклассника к школе"

Что такое адаптация первоклассника?
Почему вообще мы говорим об этом?

  • Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Процесс адаптации может длиться от пары месяцев до года. Самое трудное время для любого ребенка – это первый месяц в школе.
  • 6-7-летний возраст – один из кризисов жизни человека. Каждый кризис понимается как различного рода изменения физиологические, личностные, которые происходят с любым человеком, разница лишь в интенсивности проявлений. Успешное прохождение (разрешение) кризиса способствует формированию психологически успешной личности с правильно заложенными устоями, нравственными понятиями и категориями, а также адекватными поведенческими реакциями .

Ребенок 6-7 лет, какой он?

  • Развивается опорно-двигательный аппарат.
  • Изменяется гормональный фон.
  • Развиваются структуры головного мозга (лобные доли особенно).
  • Развивается сердечно-сосудистая система.
  • Только!!! формируется произвольное внимание и функции самоконтроля
  • Меняется мотивация, раньше был ведущий мотив игровой, сейчас только!!!формируется познавательный
  • Яркое воображение
  • Расширение словарного запаса и кругозора
  • Смена социальной роли (раньше были самыми старшими в садике, сейчас самые младшие в школе)
  • Смена «среды обитания» ребенка (был в садике, играл и спал, а теперь в школе и все от него что-то хотят)

Виды адаптации:

  • Физиологическая (автоматическая перестройка систем организма). Большая трата ресурсов организма (просидеть на уроке фактически 45 минут без движения). Реакция на большие нагрузки «уход в болезнь», давление, капризность, плохой сон, снижение веса, «заедание» стресса.
  • Социальная (появление новой социальной роли). Поиски внимания только к себе, формирование дружественных отношений, распределение социальных ролей в классе. «Сравнение» с более успешными одноклассниками. Переживание от нагрузки со стороны близких «Ты ж теперь школьник, взрослый уже», боязнь потери детства.
  • Психологическая . Формирование Я-концепции. В норме замена ведущей игровой деятельности на познавательную. На первый план должны выходить мотивы учения, узнавания чего- то нового. Испытывание негативных переживаний, связанных со школой, успешностью, формируют и соответствующее негативное отношение к учебной деятельности в целом.

Группы детей по степени адаптации (деление условное):

  • Успешно адаптировались к обучению в школе. Период их адаптации 2-3 месяца (50-60% детей). Понимают и соблюдают требования педагога, успешно осваиваются в коллективе, доброжелательно настроены к одноклассникам и в целом к учебному процессу.
  • «Затянутая» адаптация. Период адаптации до 6 месяцев (30% детей). Трудно усвоения и выполнения требований и норм педагога, на замечания педагога-реакция слезы, обида. На уроках могут заниматься своими делами, играть, отвлекаться, общаться с одноклассниками.
  • «Дезадаптация». Трудная адаптация может длиться до года (10-15%). Ребенок испытывает негативные переживания и эмоции, связанные с ситуацией учения. Проявляет отрицательные переживания, неадекватно реагирует на обращения учителя и одноклассников. Учебную программу не усваивает, трудно поддается обучению чтению, письму, счету и др. навыкам.
  • «Перестройте» себя, теперь Вы классный руководитель не 4,3 класса, а 1 , и то что умеют дети более старшего возраста, требовать от малышей нельзя, у них попросту еще не сформированы эти навыки.
  • Наилучший способ обучения-игра. Используйте разнообразные игровые методы как для освоения программы, так и для привлечения внимания, улучшения дисциплины («Считаю до…», «А кто самый…», «А кто мне поможет (и быстрее всех построится в столовую)…») Для первоклассника важно быть успешным, чтоб именно его похвалили и заметили.
  • Необходимо использовать физкультминутки, привлекать различных мультипликационных персонажей (Буратино, Фикисики и т.п., персонаж должен быть наглядным, а учитель сам выполнять разминку, можно использовать интерактивную доску)
  • Поиск контактов с родителями. Ученик относится к школе так, как воспринимает ее родитель. Если настроен положительно, толерантно, включен, то и ребенок ведет себя соответственно. Поэтому помогать адаптироваться необходимо и родителю. Например, разработать систему памяток: «Как выполнить проект», «Как учить стихи», «Что нужно на урок технологии» и т.п. Зачастую родитель негативный опыт транслирует ребенку, «опять домашнее задание», « ну и что это за проект». Все действия педагога, его система требований должны быть четко и однозначно понятны всем родителям, чтоб они не «трясли ребенка», что нужно делать, а сами прекрасно понимали это.
  • Обязательно необходим одобрительный контакт с ребенком (выполнил задание-бонусик, поглаживание, одобрительный кивок, вербальная похвала) При чем хвалить необходимо всех, даже у кого плохо получается. Формируем положительную мотивацию.
  • Постарайтесь избежать сравнения детей друг с другом. Если необходимость все таки в этом есть, можно говорить о большом старании, но спросить у самого ребенка, как по его мнению улучшить результат.
  • Анализируйте конфликтные ситуации всем классом, но чтобы была ситуация «прощения». Тому, кто провинился, дали шанс, помогли в следующий раз, не осуждали.
  • Чаще пересаживайте детей.
  • Назначайте дежурных.
  • Больше наглядности и «сказочности» на уроках («а тетрадочка расстроилась»).
  • Для привлечения внимания и установке тишины попробуйте вести себя нестандартным образом: резко замолчите, поднимите руку, «болтуну» положите на плечо руку.
  • Наберитесь терпения. Все методы тренировки дисциплины, осваивания какого-либо навыка требуют для формирования 2-3 недель, и повторять это действия необходимо регулярно, даже если с первых десяти попыток ничего не получилось.

Презентация рассказывает о этапах адаптации первоклассников, проблемах. с которыми сталкивается ребенок приходя в школу а так же пути их решения.Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
  • Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
    Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник».
    Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
    Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

Адаптация перво - классников к школьному обучению


«Быть готовым к школе уже сегодня –

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.

«Готов ли ваш ребёнок к школе?»


ГОТОВНОСТЬ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ГОТОВНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ

(ЛИЧНОСТНАЯ)

ГОТОВНОСТЬ


Примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу

  • Общий кругозор ребенка
  • Математические представления
  • Разговорная речь
  • Развитие внимания

и мышления

5. Мелкая моторика


  • 1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех систем организма.
  • 2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.
  • 3 этап ( пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.

«Школьный стресс»:

  • Выраженное утомление – у 40%.
  • Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе – до 75% детей в начале учебного года).
  • Ухудшение состояния здоровья.

Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:

  • Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность, вялость или перевозбуждение, раздражительность).
  • Трудности в усвоении программы.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем.

Успешность адаптации зависит от

  • готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

Готовность к школе

1. Социальная готовность

( к оммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение

слышать, слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

распределять роли,

взаимно контролировать действия друг друга,

договариваться, вести дискуссию,

правильно выражать свои мысли,

оказывать поддержку друг другу

и эффективно сотрудничать,

строить отношения

как с учителем, так и со сверстниками.


Готовность к школе

2. Личностная готовность

предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.

По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование

и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.

Главное в первом классе - это

формирование учебной мотивации:

развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.


Готовность к школе

3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД умения управлять познавательной и учебной деятельностью

Первоклассник должен быть готов:

- внимательно слушать задания, инструкции

- ставить цель перед выполнением задания

- планировать способы его выполнения

- контролировать правильность выполнения

- корректировать (исправлять) свои действия

- оценивать успешность своей работы


Готовность к школе

4. Интеллектуальная, умственная готовность

предполагает сформированность

познавательных УУД:

  • исследование, поиск, отбор

и систематизация необходимой информации,

  • моделирование, структурирование,
  • обобщение и практическое применение изучаемого материала,
  • развитие мыслительных операций.

Портрет выпускника

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ДОШКОЛЬНИК

  • деятельный и активный
  • исследовательский

интерес

  • креативный
  • коммуникативность
  • любознательный
  • ответственность
  • инициативный
  • саморегуляция
  • открытый внешнему миру,

доброжелательный и отзывчивый

  • уважительное отношение к

окружающим, к иной точке

зрения

  • с положительным отношением к себе,

уверенный в своих силах

  • навыки самоорганизации

и здорового образа жизни

  • с чувством собственного

достоинства

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ


  • Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
  • Подъём – за 1-1,5 часа до занятий.
  • Утренняя гимнастика.
  • Питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
  • Прогулки – 3-3,5 часа в день.
  • Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут.

  • Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки.
  • Игры, любимые занятия дома.
  • Посильная помощь по дому.
  • Общение с родными.
  • Просмотр телепередач – 2-3 раза в неделю не более 30 минут.
  • За компьютером – не более 15-20 минут с гимнастикой для глаз и осанки.

  • Совместная подготовка к школе с вечера: собрать портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака.
  • Отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.

  • Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.



Родители всегда должны быть вместе со своими детьми : и на экскурсиях, и в трудовых делах, и в соревнованиях, и в играх – во всех детских начинаниях. Только тогда дети будут делиться с родителями своими переживаниями.


Слайд 1

Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОС
Учитель начальных классов МБОУСОШ № 16 Дубиневич А.Е.

Слайд 2

« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»

Слайд 3

Что такое адаптация первоклассника?
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» (Коломинский Я.Л.)

Слайд 4

Задачи школы перед ребенком:
Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.

Слайд 5

Виды адаптации (Дорожевец Т.В.)
Социальная
Академическая
Личностная
Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни
Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности
Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу

Слайд 6

Академическая адаптация
I этап-ориентировочный. Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать» IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Слайд 7

Социальная(психологическая) адаптация
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.

Слайд 8

Условия социальной адаптации:
меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание двигательной активности

Слайд 9


Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

Слайд 10

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

Слайд 11

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Слайд 12


Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное влияние окружения)

Слайд 13

Факторы школьной дезадаптации:
Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности) Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания) Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов, задержки психического развития)

Слайд 14

Виды дезадаптации:
1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться

Слайд 15

Виды дезадаптации:
С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные ожидания родителей.

Слайд 16

Виды дезадаптации:
2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых

Слайд 17

Виды дезадаптации:
3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

Слайд 18

Виды дезадаптации:
4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Слайд 19

Виды дезадаптации:
5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

Слайд 20

МБОУ СОШ № 16
« …развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и усвоения мира»

Слайд 21


Организация внеурочной деятельности первоклассников
Организация оздоровительно- профилактической работы
Изучение социально-психологической адаптации детей в школе
Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период
Деятельность методического объединения учителей МБОУ СОШ № 16

Слайд 22

Организация режима школьной жизни первоклассника
Ступенчатый режим занятий 45 мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках. Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины, конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.

Слайд 23

Кабинет для психологической разгрузки

Слайд 24

Слайд 25

Оздоровительно-профилактическая работа

Слайд 26

Оздоровительно-профилактическая работа
Задача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей.

Слайд 27

Оздоровительно-профилактическая работа

Слайд 28


Школа будущего первоклассника « Всезнайки » Задачи: -ввести ребенка в новую систему отношений; -ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение организационных навыков и умений для учебы в школе.

Слайд 29

Учебно-познавательная деятельность
Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики. Мы изучаем: -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость; -наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.

Слайд 30

Диагностика первоклассников
При помощи следующих тестов и программ: Диагностика: -тест Керна-Иерасика; -тестовая беседа Банкова; -программа компьютерной обработки тестов Алматея « Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников». Тесты: - «Домики» О.А.Орехова на основании теста А.Эткинса; - «Экран настроения».

Слайд 31

Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников

Слайд 32

Отношение к школе

Слайд 33

Адаптация к школе

Слайд 34

Игровая Учебная деятельность Коллективная групповая индивидуальная
Учебная деятельность

Слайд 35

Безотметочное обучение
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.

Слайд 36

Безотметочное обучение
1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы. Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: