Поднятие престижа рабочих профессий. К заводам передом, к офисам спиной

Руководители производственных компаний рассказали о том, как работать над привлекательностью рабочих мест

Быть рабочим - это престижно. Что смущает в этой фразе? Представителей бизнеса - ничего. По мнению руководителей производственных компаний, сегодня создаются настолько современные и комфортные условия труда, при которых работать часто приятнее и безопаснее, чем в офисе.

В мае 2012 года президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу - к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Позже он уточнял, что эти рабочие места должны быть «эффективными», следовательно, созданы взамен старых. Такие рабочие места могут оборудовать эффективные компании, перешагнувшие кризисы и адаптированные к современным экономическим условиям. С одной стороны, они накопили большой опыт работы с сотрудниками, с другой - благодаря своей долгой истории являются для многих более стабильным и привлекательным работодателем.

Мы обратились в современные, успешные и эффективные компании с вопросом: «Что тормозит повышение престижа инженерных и рабочих профессий?», чтобы узнать, как этот процесс выглядит изнутри тех компаний, которые своими руками и создают новый престиж.

    Генеральный директор KASTAMONU в России (завод расположен в ОЭЗ «Алабуга», г. Елабуга)

    Я бы не стал говорить о том, что сегодня престиж инженерных специальностей низкий. Он показывает заметный рост и сейчас высококвалифицированный инженер - это очень востребованный на рынке специалист.

    По рабочим специальностям ситуация несколько отличается, но тенденция также имеет положительную направленность. Рынок перенасыщен гуманитарными специальностями, в то время как нам, крупным производственным компаниям, необходимы в том числе и инженерные, и рабочие специальности.

    Создавая комфортные и безопасные условия для труда своих сотрудников, мы одновременно стремимся привить им ценности нашей общей корпоративной культуры. Для нас важно, чтобы трудовой коллектив был единым целым, основывался бы в своей работе на взаимоуважении, взаимопомощи, соблюдении этических норм, принципов ресурсосбережения и ответственном отношении к окружающей среде.

  • Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга»

    Престиж рабочих и инженерных специальностей давно уже не низкий. Молодые люди понимают, что после колледжа они имеют шансы на высокооплачиваемую работу, и идут учиться на рабочие профессии. Безусловно, представители молодого поколения хотят работать не на заводах с «советским прошлым» - они ищут современные, высокотехнологичные производства, стремятся в продвинутые, быстрорастущие компании. ОЭЗ «Алабуга» ежегодно запускает от двух до пяти заводов и закладывает столько же. Высокий поток входящих кандидатов на рабочие и инженерные вакансии у резидентов и в самой ОЭЗ подтверждает, что быстрорастущая компания - это всегда желанный работодатель.

    Мы не чувствуем дефицита специалистов рабочих и инженерных профессий и не испытываем проблем с привлечением таких кадров. С другой стороны, очевидно, что хорошие профессионалы стоят дорого и предпочитают работать в успешных, востребованных компаниях, которые обеспечивают сотрудникам достойные условия. Мы взаимодействуем с вузами и колледжами в Елабуге и Набережных Челнах - специально готовим специалистов под требования резидентов. Выпускник, прошедший стажировку в ОЭЗ, за два месяца становится полностью подготовленным к реальной работе специалистом. Мы оплачиваем стажировку, чтобы у молодых профессионалов был стимул остаться в ОЭЗ и продолжать работу с нами. Видим, что в Набережные Челнах более ярко проявляются традиции рабочих специальностей, - поэтому мы активно работаем со студентами и выпускниками колледжей автограда.

  • Соучредитель и директор ООО «Ледел»

    К сожалению, в 90-е годы престиж инженерных и рабочих специальностей упал, абитуриенты предпочитали другие профессии. Поэтому сейчас на рынке труда мало талантливых инженеров, светотехников, конструкторов. Мы испытываем сложности в поиске хороших инженеров. Обучить человека рабочей профессии достаточно легко, а вот обучить инженера специфике работы в нашей сфере достаточно трудно. Большую часть сотрудников мы «выращиваем» сами. Берем на работу молодых специалистов, вкладываемся в их обучение, даем ресурсы для саморазвития. В процессе работы они получают необходимый опыт и становятся ценными кадрами.

    Сейчас спрос на квалифицированных инженеров достаточно высок. Нанять хорошего специалиста для компании - дорого, поэтому растет и уважение к этим профессиям.

    Мешают повышению престижа отсутствие популяризации рабочих профессий и отсутствие системы, поддерживающей и развивающей молодых разработчиков и изобретателей.

  • Руководитель Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан

    Престиж на сегодняшний день характеризуется в первую очередь оплатой труда. К сожалению, на сегодняшний день уровень зарплат инженерных специальностей не является одним из самых высоких в России. Поэтому на работу идут отнюдь не «чемпионы» своего дела. Однако времена меняются, и мы видим факты, что, например, инженер высокой квалификации и с уникальными компетенциями на рынке труда может стоить очень дорого.

    Думаю, что эта положительная тенденция в России сохранится и наши инженеры будут зарабатывать не меньше, чем в Европе или США.

  • Руководитель департамента безопасности и графики «3М Россия»

    Люди - это, несомненно, главный ресурс любой компании. Не секрет, что сегодня в стране ощущается недостаток квалифицированных рабочих кадров, при том что потребность в них возрастает. В этой ситуации высококвалифицированные работники могут выбирать место своей работы, исходя из таких показателей, как заработная плата, соцпакет, различные компенсации и другие, а компании вынуждены за них бороться, предлагая все более конкурентные условия. Молодое поколение более внимательно относится к своему здоровью, поэтому работодателю необходимо предоставлять не только конкурентную оплату труда, но и конкурентные условия труда.

    Есть предприятия, которые реализуют комплексные специальные программы защиты своих работников. Это в основном флагманы российской промышленности, крупные корпорации с высоким уровнем социальной ответственности, к деятельности которых привлечено внимание общественности. Есть и небольшие компании, очень ответственно относящиеся к здоровью сотрудников и обеспечивающие их и качественными средствами защиты, и всесторонней информацией. На этих предприятиях вопрос нехватки высокопрофессиональных рабочих кадров, как правило, стоит не так остро или не стоит вообще.

    Я посещаю предприятия, общаюсь с рабочими на местах, вижу разницу между подходом к обеспечению собственной безопасности молодежи и старшего поколения. Как я уже отмечал, молодежь более ответственно относится к этому вопросу и проявляет больший интерес к качественным средствам защиты, они готовы учиться, получать информацию, осваивать новые технологии, тогда как старшее поколение предпочитает работать по старинке.

  • Совладелец, директор и управляющий крупнейшей в России козьей фермы «Лукоз Саба», замдиректора ЗАО «Сернурский сырзавод»

    Действительно, престиж рабочих профессий ниже других. Зачастую люди предпочитают иметь даже более низкую зарплату, но, что называется, «непыльную» работу. Боюсь, мои рецепты повышения престижа рабочих специальностей будут слишком универсальными. Тем не менее главными вижу три условия. В первую очередь - достойная заработная плата. Я регулярно отсматриваю статистику по компаниям своего района, чтобы быть конкурентоспособными. По уровню мы, как правило, в тройке по своей отрасли.

    Следующий важный фактор - это коллектив. Не секрет, что в сельском хозяйстве средний возраст сотрудников немолодой, и молодые люди не хотят туда идти работать просто потому, что не чувствуют себя своими в коллективе. Руководителю нужно ставить задачу на активное омоложение, выстраивание отношений с коллективом. В нашей компании это проще, потому что мы относительно новое юрлицо, нам удалось сразу собрать молодой коллектив. Это, в свою очередь, подтягивает и новую волну молодых сотрудников, потому что комфортно работать в таком коллективе: с людьми одних интересов, одного понимания жизни. Тогда и коммуникации внутри компании выстраиваются проще. Что делать, если коллектив более взрослый, - это сложная задача и, пожалуй, тема для отдельной статьи. В возрастной коллектив очень сложно привести молодежь, если не заманивать их большими зарплатами. Но разнобой с зарплатами, в свою очередь, - источник других конфликтов.

    И третий фактор - это условия труда. Много говорится о том, что у «айтишников» в офисе есть бесплатные печеньки, пинг-понг. Но ведь так можно оборудовать рабочее место в любой компании! Мы так много времени проводим на работе, что она должна быть комфортной и быть местом, куда хочется идти. Честно говоря, приходя на переговоры или в любую новую компанию, я стараюсь зайти в туалет и посмотреть, как там все организовано. Очень часто по состоянию туалета можно сказать, как идут дела в компании. Комната приема пищи, чистые отремонтированные туалетные комнаты, аккуратные раздевалки и новая спецодежда… Мы, руководители, часто забываем о таких вещах, сидя в кабинетах и занимаясь малопонятной рядовым сотрудникам работой. Но я стараюсь хотя бы раз в месяц обойти и посмотреть, что происходит в раздевалках, туалетах, комнатах приема пищи.

Интернет-газета «Реальное время»

​Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», Сергиев-Посад, Московская область:
Дайте возможность ощутить себя героями

Престиж профессии учителя я ощущаю один раз в году. На конкурсе «Учитель года России». Когда учитель оказывается в центре внимания именно как уникальная личность, когда труд и особенности этой личности серьезно обсуждаются, когда складывается вокруг учителя пространство общения. И потому у меня уже есть «зависимость»: попаду ли в этом году в состав жюри конкурса, именно чтобы подпитаться ощущением значимости педагогической профессии?
К сожалению, в повседневной учительской жизни такое ощущение возникает не всегда. Нет, конечно, ничто не заменит уважения и веры в тебя твоих собственных учеников. Это самое главное, и это, я уверен, было и будет существовать. Но, как мне представляется, вопрос о престиже все же вопрос о более широком контексте восприятия учительской профессии в обществе.
Не буду писать о зарплате. Здесь все понятно, и высказывания премьера лишний раз комментировать не хочется. Напишу лучше об истории, произошедшей в регионе Х, которой я был свидетелем.
Форум для педагогов с участием министра образования этого региона проходит в педагогическом колледже. В зале - учителя и студенты этого колледжа. Министр задерживается. Все сидят и ждут, не начиная форум, пока министр не появится в зале. Проходит 40 минут. По залу гул: машина министра въехала на территорию колледжа. На протяжении следующего часа информация обновляется: министр осматривает территорию колледжа, министр дает интервью местным СМИ, министр обедает. Министр знает, что вот уже полтора часа в зале сидят несколько сотен человек и ждут. Но никуда не торопится. Спустя без малого 2 часа от назначенного времени министр с улыбкой поднимается на сцену и говорит о том, как ценны и значимы учителя.
Я не верю этому министру. Не верю хотя бы потому, что за полчаса до этого слышал, как со слезами на глазах одна из студенток колледжа, будущий учитель, просила отпустить ее - по расписанию занятия закончились, у нее курсы в автошколе, а дома ждет мама, - в чем ей было категорически отказано: пока министр не появится, все будем сидеть. Министр в это время, как мы помним, обедает...
Причина непрестижности профессии в нас же самих. Что все знают: учителя приедут куда нужно, скажут что нужно, поддержат что нужно. И отношение в обществе к учителю вполне соразмерно - это отношение к зависимому человеку. А дальше может быть много слов. Правильных и красивых. Но считываются не слова, а как раз то, что за словами. Так и ученики в школе - то, как учитель живет сам, всегда будет считано ими и будет для них важнее того, что он им говорит.
Чтобы поменять ситуацию с престижем профессии, мне кажется, нужно взять пример с «Учителя года». Выходит на сцену учитель, и только он решает, что и как он сейчас сделает. На нем огромная ответственность, и он осознает это. Но только он удерживает сейчас в своей руке время и мысль. И эта сила, эта ответственность, эта свобода вызывают уважение к нему - уважение к личности. Генерировать такие ситуации для учителя - ситуации решения, выбора, риска, веры - и значит повышать престиж его профессии. Прежде всего в его собственных глазах.
Профессия ведь в самом деле героическая. Только дайте учителям возможность себя этими героями ощутить.

Мария АХАПКИНА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель английского языка гимназии «Пущино», Московская область:
Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Статус учителя. В последнее время о нем много говорят, пишут, дискутируют. Главным образом о том, что статус педагога нужно повышать, что необходимо создавать все условия, чтобы в профессию приходили молодые и талантливые, ищущие и неравнодушные, чтобы на вопрос «Кем вы работаете?» можно было с гордостью ответить: «Я учитель!». От чего же зависит этот самый статус? И почему именно в последние годы он так пошатнулся?
Я как учитель не люблю обсуждать эту тему, потому как ответы на эти вопросы мне кажутся очевидными и даже банальными. Объясню почему. Давайте обратимся к двум специфичным признакам, по которым определяется социальный статус любой профессии: экономический и профессиональный признаки. Итак, экономический признак - заработная плата учителя. И тут же мне возразят: «Плохому учителю сколько ни плати, он все равно не станет лучше!», «Все учителя сводят вопрос статуса к зарплате!», еще можно предложить учителю быть расторопным и «искать себе дополнительные источники финансового благополучия, заниматься бизнесом, например». Уровень благополучия учителя действительно вырос за последние годы, но... молодые педагоги по-прежнему имеют достаточно низкую зарплату в первые 3 года работы (спасают только подъемные выплаты), а затем, когда они станут опытными педагогами с высшей категорией, им придется забыть о себе, о своей личной жизни и «пахать» по 14 часов в сутки, дабы заработать премиальные и стимулирующие выплаты и получать достойную зарплату. Вот почему многие талантливые и умные ребята не выбирают профессию учителя при поступлении в вузы, и это уже ответ на вопрос о профессиональном признаке термина «статус». Конечно, мы работаем не ради денег, славы или награды, но...
Зачастую, да простят меня многие мои коллеги, в школу приходят учителя, которые относятся к этой профессии как к обычной работе, такие урокодатели, они не горят своим делом, они равнодушны к ребятам, они просто готовят их к ЕГЭ и на этом считают свою миссию выполненной. Соответственно отношение к ним родителей и учеников весьма нелестно.
К сожалению, и СМИ не способствуют поддержанию уважительного отношения к учителям. Вспомните, когда вы в последний раз видели передачу об учителе, беззаветно любящем свое дело? Скорее вы увидите скандальные истории о жестоких и несправедливых учителях, услышите много раз слово «училка». Фильмы о школе и педагогах показывают образовательные учреждения чаще с негативной точки зрения. Конечно, есть проблемы, и их надо обсуждать, но давайте показывать сюжеты и о хороших учителях, тех, кто работает и днем и ночью и бескорыстно любит свою профессию. Почему бы не снять биографический фильм об одном из победителей конкурса «Учитель года России» или о яркой личности в педагогике? В американском кинематографе есть примеры таких байопиков, например, «Писатели свободы».
Но сколько ни снимай передач или фильмов, сколько ни повышай зарплату, все же статус учителя зависит в большей степени от самого учителя! Мне больше импонирует слово «авторитет». Он зарабатывается реальными делами и поступками, неравнодушным отношением к своим ученикам и их жизненным ситуациям, желанием творить и придумывать разные формы работы, не стоять на месте, постоянно самосовершенствоваться и верить в лучшее! Есть только одно пожелание. Уважаемые чиновники! Не дайте утонуть учителям в безбрежном море ненужной документации! Дайте возможность творить! Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель истории и обществознания гимназии №1, Самара:
До цели далеко

Тема о том, как важно повышение престижа учительской профессии, возникает в дискуссиях различного уровня достаточно часто. А накануне нового учебного года практически обязательно. Обычно под этим подразумевается достижение былого престижа нашей профессии в советские годы, пошатнувшегося в 90-е годы и до сих пор не в полной мере восстановленного.
Престиж - это уважение к социальному статусу со стороны общества. Но не только общества - и государства также. Причем эти явления взаимосвязаны: отношение со стороны общества и со стороны государства.
Что мы имеем на данный момент? Ситуация, как обычно, противоречива. Конечно, до достижения цели по повышению престижа учительской профессии достаточно далеко, причем иногда кажется, что, как в старом анекдоте, «теперь точно далеко». Во-первых, проблема достойной учительской зарплаты не решена. Во-вторых, к мнению учительской общественности далеко не всегда прислушиваются при проведении реформ в системе образования. В-третьих, следует констатировать значительно возросшее недоверие к учителю как со стороны родителей, так и со стороны администрации школ. Вспоминается известная карикатура, на которой противопоставляются ситуации 1969 года и нынешняя: в 1969 году родители требовали объяснения плохих отметок от ребенка, сегодня - уже от учителя. Отсюда скрытые записи видео на уроках, отсюда жалобы в надзорные инстанции, из-за чего администрации школ стараются обезопасить себя от этих лишних проблем и давят на учителей. Не кривя душой, иногда и сами учителя делают такое, что уж никак не способствует повышению престижа профессии.
Во всех школах и у всех учителей так? Конечно, нет. Поэтому, с другой стороны, как у нас обычно и бывает, на нормальных и добрых людях все держится. На тех родителях, которые уважают учителей и прививают это уважение своим детям. Не могу забыть ситуацию, когда прошлым летом в очереди в поликлинике женщина с девочкой лет четырех вдруг обратилась ко мне: «Здравствуйте! Я вас знаю, вы учитель из первой гимназии. У меня там старшая дочка». И уступила мне с 5-месячной дочкой на руках место. Все держится также на директорах школ, которые создают дружелюбную атмосферу в школе, поощряют проявления творчества и свободы учителей. На тех, кто в управлении образованием борется с мешающей учителю рутиной, приглашает учителей к обсуждению образовательных реформ, поощряет учительские конкурсы, делая профессию действительно уважаемой. И, конечно, на тех авторитетных учителях, которых просто нельзя не уважать.
Итак, противоречие я обозначил. А в какую сторону изменится ситуация, зависит от нашего общества, от каждого из нас.

Кроме того, даже образовательные стандарты устаревают быстрее, чем специалисты успевают выучиться. Между тем сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики ‑ повышают привлекательность рабочих профессий. Особенно показательны в этом плане молодые, но динамично развивающиеся игроки рынка. К их числу относится ГК «ЛокоТех» ‑ крупнейшая отечественная компания в сфере железнодорожного машиностроения, которая всего за несколько лет выбилась в лидеры сервисного рынка тягового подвижного состава. В настоящее время компания обслуживает тысячи локомотивных секций по всей стране. О том, как предприятию удается пополнять свои ряды новыми сотрудниками и расширять компетенции уже имеющегося персонала, рассказывает заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию ГК «ЛокоТех» Наталья Плетенецкая .

‑ Наталья Александровна, ваша компания работает в 64 российских регионах из 84 существующих. Где и каких специалистов вы ищете?

‑ У нас 10 локомотиворемонтных заводов, около 90 сервисных депо, 250 точек присутствия почти во всех регионах страны, и для того, чтобы поддерживать статус эксперта в области ремонта локомотивов, мы должны постоянно иметь дело с профессионалами своего дела. Но мы, как и многие другие промышленные компании, испытываем острый дефицит кадров. Списочная численность нашей компании на начало июня ‑ 60 258 человек. Из них 70% ‑ это рабочий персонал. Представляете, сколько нам нужно специалистов?

Самая сложная ситуация на Дальнем Востоке. Мы как бизнес, который имеет там большой завод и ряд депо, видим, что местные жители все равно продолжают оттуда уезжать. Как правило, причина отъезда из малых городов ‑ отсутствие социальной инфраструктуры. Иногда это элементарная нехватка детских садов, должного качества образования. К сожалению, малые населенные пункты сегодня не приспособлены для комфортного проживания людей, в отличие от крупных городов.

Из тех регионов, где наиболее развита добывающая промышленность, например в Сибири, молодежь уезжает реже, однако и там мы чувствуем недостаток персонала, потому что альтернативные работодатели также заинтересованы в поиске специалистов рабочих специальностей. Если же рассматривать южные территории ‑ Ростов-на-Дону, Астрахань и т. д., то здесь мы встречаемся с другой проблемой ‑ сезонностью рабочих. В основном это связано с сельскохозяйственными работами ‑ осенью люди к нам приходят, а в летний период, наоборот, найти персонал довольно сложно.

Конечно, среди местных жителей есть те, кто закрепился и работают. История некоторых наших ремонтных заводов насчитывает более 100 лет. И у нас есть сотрудники, которые по 30–40 лет отработали в рамках одного предприятия. Существуют даже трудовые династии, где дети, внуки пришли работать к нам. Однако в основном мы ощущаем дефицит кадров ‑ особенно это касается работников молодого и среднего возраста.

Молодые люди по-прежнему желают быть экономистами и юристами?

‑ Я бы не стала так обобщать. По моим ощущениям, если говорить о ребятах, которые высшего образования не получают, то сегодня, напротив, большинство идут не на экономические специальности, а на технические, где превалируют точные науки. Явного тренда предпочтения рабочих специальностей нет, но возникает ощущение, что сейчас появляется целая категория молодежи, у которой есть интерес к профессиям, где можно заработать руками. Современное поколение отличается от предыдущего тем, что они стремятся быстро заработать и получить удовольствие от жизни. Заработав, они могут уйти, попробовать себя совершенно в другой сфере деятельности, затем снова вернуться. И мы как бизнес обязаны подстроиться под эти тенденции и скорости сегодняшнего дня.

А рабочих каких специальностей привлечь сложнее всего?

‑ Прежде всего, токарей. Это та профессия, где навык приобретается только с опытом работы. Казалось бы, чего проще - просверлить необходимое количество отверстий в детали, но нет. Настоящие мастера могут обработать материал с минимальными допусками только когда набита рука, причем под определенный станок, оборудование. Поэтому нередко у нас возникают случаи, когда мы, развиваясь в каком-либо регионе, знаем практически всех лучших токарей, и они работают у нас.

Какие требования вы предъявляете к специалистам рабочего профиля?

‑ Мы нанимаем разный персонал. Иногда к нам приходят устраиваться люди совсем без образования, из мест лишения свободы; особенно эта тема актуальна для дальних регионов. Мы на себя берем ответственность за ресоциализацию таких людей, поскольку они должны возвращаться в общество. При отсутствии квалификации первые два месяца после приема на работу наши сотрудники проходят обязательное профессиональное обучение. Получают свидетельство о присвоении профессии ‑ и лишь затем могут приступить к самостоятельной работе. Мы даем возможность постоянно совершенствовать свой уровень не только низкоразрядникам, но и опытным мастерам. К примеру, мы для себя в компании определили, что для более эффективного соблюдения технологии выполнения работ по ремонту локомотивов нам требуется средний разряд 4,7 (сейчас у компании ­­­­­- 4,3). Таким образом, наша задача ‑ повысить разрядность рабочих, чтобы их квалификация позволяла осуществлять ремонты с бОльшим качеством и высокой скоростью.

Вы сейчас затронули важную тему корпоративное образование. Получается, что вы сами готовите рабочих по своему профилю?

‑ Сейчас мы создаем свой Корпоративный университет на базе Уссурийского локомотиворемонтного завода. Первостепенная задача ‑ обучить рабочих по нашим специализированным программам, например по каждой серии локомотивов, по разным видам оборудования и проч. Полный курс обучения рассчитан на 300 часов, из которых две трети ‑ практика на предприятии. Сейчас мы готовим материально-техническую и методологическую базу для обучения ‑ разрабатываем и утверждаем программы, выбираем наилучшие наглядные пособия, готовим электронный контент для СДО с 3D-визуализацией узлов и механизмов локомотивов. Всего до конца года мы планируем обучить в нашем Корпоративном университете 120 человек.

Но ведь это совсем мало, учитывая масштабы вашей компании. Как вы обучаете рабочих в настоящее время?

‑ Конечно мало, мы ведь только запускаем проект. В дальнейшем дистанционное обучение в Корпоративном университете будут проходить и работники в других регионах, где расположены наши ремонтные заводы. Но мы и сегодня также активно взаимодействуем с персоналом ‑ только по рабочим профессиям мы ежегодно обучаем и переобучаем свыше 12 тысяч человек. Мы даем возможность нашим рабочим повысить квалификационный разряд, освоить вторую профессию. Допустим, если раньше человек был лишь токарем, то, пройдя дополнительное обучение, он сможет работать фрезеровщиком. Также в рамках компании мы готовим и узкоспециализированных рабочих. Знаете ли вы, кто такие дефектоскописты? Они выявляют наличие дефектов на различных механизмах ‑ нужно или нет ремонтировать локомотив, какие детали подлежат перезапуску и проч.

Расскажите, пожалуйста, каким образом построена ваша система развития персонала в целом?

‑ У нас есть кодекс корпоративной культуры ‑ миссию, видение и ценности компании должны разделять все сотрудники. На основании кодекса формируется модель корпоративных компетенций. На базе этой модели создается система развития персонала. В свою очередь, сама система подразумевает разные виды обучения отдельно для каждого вида компетенций ‑ отдельно для руководителей, отдельно для линейных руководителей и специалистов, отдельно для молодых работников, а также студентов и рабочих. Безусловно, существует оценка эффективности каждой из пяти наших компетенций и конкретных сотрудников, что в конечном счете приводит к понятному финансовому экономическому результату деятельности компании.

Помимо обучения и переобучения рабочего персонала огромный пласт нашей работы связан с привлечением молодежи. Мы активно работаем с вузами, привлекаем студентов 4–5 курсов для участия в корпоративных проектах. К примеру, в июне наша компания проводит финальный этап конкурса «Точки роста». В этом конкурсе участвуют как студенты, так и молодые работники компании. Обязательное условие ‑ новые проекты должны не просто касаться узкой деятельности на предприятии, но и показывать конкретный бизнес-результат, высокую эффективность. В этом случае победителей конкурса ждут призы, а сам проект будет масштабироваться на целый ряд предприятий, где ремонтируют или обслуживают схожие серии локомотивов.

А как вы готовите руководителей, исходя из своей системы?

‑ Руководители ‑ особенная категория, но почему-то среди большинства людей существует заблуждение, что их можно не обучать. Это неправильно. Руководителей нужно обучать всегда. Они должны постоянно развиваться и совершенствоваться, поскольку на них держится все, что происходит в компании. Причем в большинстве случаев мы сами стремимся вырастить руководителей на местах, а не привлекать их с общего рынка труда. У нашей компании довольно узкая специализация, у нас 250 точек присутствия почти во всех регионах страны ‑ и не всегда туда можно кого-то оперативно перевести из других наших филиалов.

В прошлом году мы реализовали большую программу обучения «Менеджмент изменений», которую прошли 523 человека ‑ от заместителей начальников депо до лучших мастеров. В своей компании мы внедрили практику внутреннего тренерства ‑ это специальные курсы от ведущих работников предприятия по развитию операционных и управленческих компетенций, которые проводят на заводах, в депо, в филиалах. Поскольку нас много, а мы хотим, чтобы все сотрудники говорили на одном языке, владели едиными понятиями и подходами, то мы проводили семинары в виде вебинара ‑ на наш взгляд, сегодня эта форма обучения является наиболее эффективной, как с точки зрения затрат на персонал, так и по скорости передачи знаний. В результате те линейные руководители, которые успешно освоили нашу программу, теперь являются нашим кадровым управленческим резервом.

Какими компетенциями должны обладать руководители чего они не знают?

‑ У большинства новоявленных руководителей существует пробел в управленческих компетенциях ‑ например, в умении ставить задачи подчиненным. На первый взгляд кажется все очевидным. Пришел локомотив на ремонт. Мастер должен собрать бригадиров, раздать задания. Замотивировать их. Назначить срок выполнения этого задания. Потом прийти и проверить, как это задание выполнено. Затем учесть ту работу, которая была сделана, в дальнейшем. Правильно распределить в соответствии с нормативными документами денежные вознаграждения ‑ премировать тех, кто справился с задачей, пожурить отстающих и показать им пример, как следует работать.

И безусловно, если люди, которые обладают управленческими навыками. Однако, многие в отношении управления действуют по наитию ‑ кто-то помнит, как ставил задачи подчиненным его прошлый руководитель, кто-то пытается самообразовываться. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что в традиционной образовательной системе подобным практическим знаниям не учат. Нам в компании требуется предельно четкий процесс, понятные задачи и очевидный результат, поскольку у нас все завязано на времени. Локомотив зашел в депо - через определенное время он должен выйти. Необходимо строгое соблюдение графика. Мастера ‑ это костяк нашей компании, которые организовывают работу рабочих. Чем четче работает мастер, тем эффективнее вся компания. Поэтому у мастеров должны быть навыки оперативного управления ‑ мотивация, постановка задач, контроль выполнения задач. Кроме того, мы учим разрешению сложных вопросов, умению договариваться и обходиться без конфликтов. Такие необходимые навыки коммуникации постоянно требуются в бизнесе, как с заказчиками, так и с коллегами.

И все-таки, напоследок, чем вы привлекаете персонал в свою компанию помимо образования социальными гарантиями?

‑ Одной из форм закрепления работников в нашей компании является коллективный договор ‑ это трехстороннее соглашение между компанией, профсоюзной организацией и сотрудником. Мы предоставляем нашим работникам разного рода льготы и гарантии ‑ возможность приобретения путевок на санаторно-курортное лечение, проездные билеты, оплату детских садов и проч. Также мы большое значение придаем социальным вопросам. Мы проводим разного рода культурные и праздничные мероприятия, всевозможные конкурсы. Мы всегда подчеркиваем, что для нас важен человек не только как работник, но и его личные качества. Каждый может прочитать о себе в корпоративной газете, если он где-либо отличился ‑ может быть, он в свободное от работы время играет в рок-группе, является донором или спас жизнь другим людям.

Кстати, именно для того, чтобы подчеркнуть, как нам важно поблагодарить человека труда, мы три года назад провели премию «Герои нашего времени». Сначала это был чисто корпоративный проект ‑ у себя на предприятиях мы искали людей, совершивших различные поступки: кто-то помогает животным, кто-то выращивает лес, кто-то спас человека на пожаре и т. д. Но за три года проект стал по-настоящему всероссийским. С прошлого года в нем принимают участие сотрудники не только наших компаний, но и других (в 2017 году поступило более 100 заявок от 17 предприятий). С этого года организацией «Героев нашего времени» будет заниматься Центр социальных проектов «Будь человеком». Мы же останемся в статусе генерального партнера.

Интересно, что в ходе нашего недавнего внутрикорпоративного опроса выяснилось следующее: порядка 70% сотрудников полностью удовлетворены работой в компании.

Чтобы полноценно развиваться в нашей команде, требуется желание работать, активно развиваться ‑ тогда работники будут смело продвигаться вверх по карьерной лестнице. Не нужно бояться перемен. В последнее время говорят, что нашу работу, да и нас самих в перспективе развития цифровой экономики заменят роботы. Это не так. Если люди будут продолжать интеллектуально самосовершенствоваться, то роботы нас не заменят. Мы будем лишь управлять роботами. Изменится наша деятельность. И те специалисты, которые понимают это и приобретают новые знания, всегда будут востребованы.

Августовская конференция педагогических работников

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;

-это функциональная важность профессии;

- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

    носительзнаний

    передачазнаний

    получательзнаний

    восприимчивостьметодикпередачизнаний

    фундаментальностьзнаний

    востребованностьполученныхзнаний

    получениеновыхзнаний.

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

    высокий уровень основного педагогического образования;

    повышениепрестижаучительскойпрофессии;

    мотивация учителей к продолжению образования;

    обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость, а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Уважаемые, коллеги!

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

МаксимоваЛюбовьМихайловна

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информа-ционным партнером проведенного в феврале Первого открытого чемпионата Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по правилам WorldSkills. В рамках состязаний состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Мероприятия вызвали большой интерес организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска.

М.В. АФАНАСЬЕВ , директор международного научно-образовательного центра «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор экономических наук, профессор

Е.И. ШАРОВ , ассистент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Целью международного движения WorldSkills International (WSI) является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. В настоящее время 72 страны, в том числе и Россия, участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства в рамках WSI.

Первый подобный конкурс в северной столице, проведенный в статусе полуфинала национального чемпионата по Северо--Западному федеральному округу по четырем высокотехнологичным компетенциям, состоялся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в конце февраля.

Организаторами выступили два центра СПбПУ - ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» и МНОЦ «Металло-обрабатывающие автоматизированные производства», а в качестве основных соорганизаторов - Союз «Ворлдскиллс Россия» и Региональный координационный центр WorldSkills Russia (WSR) в Санкт-Петербурге.

В чемпионате приняли участие представители 13 учебных заведений из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей. В течение трех дней участники демонстрировали экспертам и гостям конкурса свои профессиональные навыки, наставники делились опытом подготовки к соревнованиям такого уровня и принимали активное участие в контроле над соблюдением высоких стандартов WSI и судействе.

Итогом состязания по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» стала уверенная победа Юрия Зайцева, представителя Колледжа судостроения и прикладных технологий (г. Санкт-Петербург). Лучшим по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» стал Вячеслав Сушков, представляющий Кировский политехнический техникум (Ленинградская область).

Впервые в России были проведены командные соревнования по презентационным компетенциям «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на станках с ЧПУ» и «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на 3D-принтерах», где участникам требовалось не только создать 3D-модель, но и реально изготовить деталь в металле или пластике. Победителями по первой компетенции стали Егор Василенко, студент Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, СПбГУТ (г. Санкт-Петербург), и Юсуф Рахимов, учащийся Промышленно-технологического колледжа (г. Санкт-Петербург). За победу по второй компетенции заветный кубок получили Кирилл Гладков (Малоохтинский колледж, г. Санкт-Петербург) и Артем Домрачев (Промышленно-технологический колледж, г. Санкт-Петербург).

Президент Союза «Ворлдскиллс Россия» Павел Черных, высоко оценивший уровень проведенного чемпионата, предложил организовать в СПбПУ тренировочную базу для членов сборной команды, которая в августе 2015 года отправится защищать честь нашей страны на 43-й Чемпионат мира по профессиональному мастерству в г. Сан-Паулу (Бразилия).

В январе 2015 года Россия подала официальную заявку на проведение мирового финала WorldSkills Competition в 2019 году. Соответствующие документы подписали генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов и директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ, официальный делегат от Российской Федерации в WSI Наталия Золотарева. Городом-кандидатом стала Казань.

Движение WorldSkills Russia активно поддерживается главой государства и Правительством РФ. в частности, на встрече с лидерами проектов в области образования в январе Дмитрий Медведев отметил: «Убежден, что проведение такого чемпионата в России - это хорошая возможность еще раз привлечь внимание к рабочим профессиям. А если нам повезет, и решение будет принято в пользу нашей страны, мы сделаем все, чтобы провести это мероприятие на самом высоком уровне».

Информация с сайта Агентства стратегических инициатив.

В рамках Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Целью являлся обмен опытом ведущих учебных центров РФ (вузов, колледжей, ресурсных центров) по вопросам подготовки специалистов для высокопроизводительных рабочих мест по производственным и инженерным технологиям.

На семинаре рассматривались вопросы подготовки специалистов по производственным и инженерным технологиям на основе стандартов WSI, конвергенции требований работодателя и профессиональных компетенций выпускников (инструменты и механизмы реализации), аттестации рабочих мест и работников предприятий на основе принципов WSI.

Участниками семинара стали 46 представителей СПбПУ, организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска, вовлеченных в международное движение WSI. В качестве спикеров выступили руководители ряда промышленных предприятий Санкт-Петербурга и высокотехнологичных зарубежных компаний - партнеров конкурсов профессионального мастерства.

Речь шла о современном состоянии и перспективах развития движения WorldSkills в России, поручениях Президента РФ и федеральных министерств в области повышения международной конкурентоспособности студентов и выпускников отечественных образовательных организаций. Особое внимание было уделено вопросам внедрения стандартов WSI в образовательный процесс, совершенствования профессиональных стандартов с учетом принципов WSI, положительному опыту зарубежных стран в данном направлении.

Выступающие говорили о проблемах кадрового обеспечения предприятий, старении кадров и необходимости расширения компетентности линейных сотрудников. Когда образовательные организации, промышленные предприятия и высокотехнологичные компании объединяют свои усилия, достигаются хорошие результаты. Важность совместной подготовки кадров для импортозамещающего технологического развития России, безусловно, велика. Совместные учебные центры позволяют студентам не только на практике ознакомиться с современным оборудованием и зарубежными технологиями, но и получить двойной диплом.

После завершения основных выступлений для гостей семинара был организован трансфер на конкурсные мероприятия, где все желающие смогли увидеть выступления студентов--участников Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills и посетить мастер-классы. Здесь же гостям была представлена «Образовательная модель» практикоориентированного обучения по производственным и инженерным технологиям, которая реализуется в университете на основании внедрения сетевой формы обучения, открытия программ прикладного бакалавриата и создания научно-образовательных центров с высокотехнологичными компаниями. Выступления участников чемпионата, их квалификация и умение самостоятельно реализовать цепочку технологических операций произвели на гостей семинара большое впечатление.

Вопросы подготовки высококвалифицированных кадров - от рабочих до технологов, от узкоспециализированных специалистов до инженерного «спецназа» - находятся в центре внимания государственной образовательной политики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: