Международная миграция рабочей силы. Шпаргалка: Международное перемещение трудовых ресурсов Экономико правовые основы перемещения трудовых ресурсов

Движение трудовых ресурсов

Воспроизводство населения и его трудоспособной части неразрывно связано с их движением, под которым понимаются любые количественные, качественные, структурные и пространственные изменения. Совокупная рабочая сила общества постоянно претерпевает подобные изменения. Меняется общая численность трудовых ресурсов и экономически активного населения, их социальная, профессиональная, квалификационная структура. Происходят перемещения работников между сферами деятельности, регионами страны, отраслями производства, отдельными организациями (предприятиями, фирмами) и рабочими местами.

Готовность и возможность населения к изменению социального статуса, профессиональной принадлежности, места проживания характеризуют понятием мобильность населения. Применительно к рабочей силе, т. е. экономически активной части населения используется термин трудовая мобильность.

Движение рабочей силы связано с действием многочисленных факторов – экономических, социальных, демографических и т. п. Но, прежде всего, его возможность и необходимость обусловлены прогрессом техники и технологии производства, вносящим коренные изменения в разделение труда. По словам К. Маркса, «природа крупной промышленности обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего». Перемену труда К. Маркс называет всеобщим законом общественного производства.

Виды и формы движения рабочей силы многообразны. В общем движении трудовых ресурсов можно выделить два типа движения, условно называемых вертикальным и горизонтальным (рис. 4.6).

Типы движения Первый – изменение (развитие) качеств каждого отдельного индивидуума: изменение с течением времени его возраста, расширение и обновление общих и специальных знаний, трудовых навыков, накопление производственного опыта и т. д. Эти изменения, характерные для отдельных людей, приводят к соответствующим сдвигам в составе трудовых ресурсов общества в целом. Второй тип движения – перемещение трудовых ресурсов по территории страны, из одних сфер деятельности в другие. Конкретные случаи движения трудовых ресурсов подразделяются по видам – естественное, социальное, территориальное, экономическое (связанное с трудовой деятельностью).

Рис. 4.6. Классификация движения трудовых ресурсов

Естественное движение трудовых ресурсов является следствием биологической природы человека. Оно связано со вступлением в трудоспособный возраст новых поколений людей, изменением половозрастной структуры трудовых ресурсов, выбытием людей из состава трудовых ресурсов вследствие естественного старения их организма, инвалидности или смерти.

Социальное движение обусловлено изменением социального положения членов общества, их принадлежности тому или иному классу, общественному слою или социальной группе.

Территориальное движение населения и трудовых ресурсов возникает в результате перемещения людей между странами, регионами, городской и сельской местностью, различными населёнными пунктами. Формой проявления территориального движения является миграция.

Виды миграции

Рис. 4.7. Классификация миграции по различным признакам

Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение. Применительно к населению термин миграция употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле под миграцией понимается законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства. В широком смысле слова миграция – любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами или административно-территориальными образованиями.

В этом значении миграция подразделяется на безвозвратную (связанную с окончательной сменой места жительства - переселением), временную (перемещение на достаточно продолжительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определённые периоды года), маятниковую (регулярные поездки на работу или учёбу за пределы своего населённого пункта и обратно), эпизодическую (нерегулярно осуществляемые перемещения, связанные с выполнением служебных обязанностей или лечением, отдыхом, туризмом). Эти и другие виды миграции представлены на рис. 4.7.

Миграция выполняет разнообразные функции , важнейшие из которых – социальная и экономическая. Социальная функция миграции проявляется в стремлении людей благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности в повышении доходов, улучшении жилищных условий и условий труда, получении образования, росте профессиональной подготовки и т. п. Экономическая функция миграции связана с обеспечением определённого уровня мобильности рабочей силы, её территориальным перераспределением и обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах страны и населённых пунктах. Эффективной можно считать такую миграцию, в результате которой избыток рабочей силы, образующийся на одних территориях, перемещается в другие районы, испытывающие её недостаток. Тем самым миграция способствует более полному использованию трудовых ресурсов, структурным сдвигам в экономике, росту производительности труда.

Для анализа миграции населения и его трудоспособной части применяют абсолютные и относительные показатели. С помощью абсолютных показателей (чел.) характеризуется численность прибывших на данную территорию (Чпр), численность выбывших за её пределы (Чв), общая численность мигрантов или брутто миграции (Мб), чистая миграция или сальдо миграции (Мс). При этом Мб = Чпр + Чв, а Мс = Чпр – Чв.

Относительные показатели миграции исчисляются по отношению к среднегодовой численности населения (Чн) в виде коэффициентов на 1000 человек населения (т. е. в промилле - %о ). Приведём некоторые из них:

коэффициент прибытия (Кпр): Кпр = Чпр: Чн;

коэффициент выбытия (Кв) : Кв = Чв: Чн;

коэффициент общей (брутто)миграции (Кмб) : Кмб = (Чпр + Чв) : Чн или Кмб = Кпр + Кв;

коэффициент чистой (сальдо)миграции (Кмс) или коэффициент миграционного прироста: Ксм = (Чпр - Чв) : Чн или Ксм = Кпр – Кв;

коэффициент результативности миграции (Кр) : Кр = Чпр: Чв или Кр = Кпр: Кв.

Коэффициент выбытия характеризует миграционную активность населения данной территории, а коэффициент прибытия – её привлекательность для мигрантов. Величина сальдо миграции (абсолютная или относительная, положительная или отрицательная) непосредственно характеризует влияние миграции на формирование рынка рабочей силы.

Экономическое движение рабочей силы объединяет различные формы перемещения работников в совокупном трудовом процессе. К нему относятся перемещения, связанные с приёмом на работу и увольнением с неё, перемена места работы внутри организации или за её пределами в связи с изменением профессии, ростом квалификации, поиском лучших условий реализации трудового потенциала работника и по другим причинам.

Наиболее общими показателями, используемыми для количественной характеристики движения рабочей силы предприятия (организации), являются относительные показатели (в %):

коэффициент оборота кадров по приёму (Коб.п) : Коб.п=Чпр: Чср*100;

коэффициент оборота по увольнению (Коб.у) : Коб.у=Чув: Чср*100;

коэффициент оборота общий (Коб.о): Коб.о = (Чпр + Чув) : Чср*100;

коэффициент сменяемости кадров (Ксм) – меньший из показателей оборота по приёму и увольнению,

где Чпр – численность принятых на работу за исследуемый календарный период времени (год, квартал, месяц), чел.;

Чув – численность уволенных за соответствующий период, чел.;

Чср – среднесписочная численность работников, чел.

Приём людей на работу всегда носит организованный характер: он заранее планируется, обосновывается, подготавливается, осуществляется в несколько этапов (набор, отбор, зачисление, адаптация работников). Определённая часть увольнений людей с работы так же планируется заранее. Это увольнения в связи с истечением срока трудового договора, ликвидацией рабочих мест, уходом на пенсию, призывом в армию, переводом на другое место работы или направлением на учёбу. Однако значительная часть увольнений, связанных с последующим изменением места работы, носит стохастический (случайный, вероятностный) характер и не может быть с достаточной точностью спланирована заранее.

Движение рабочей силы, связанное с переменой места работы и осуществляемое в неорганизованном, непланируемом порядке, называется текучестью кадров. К текучести относят увольнения работников по собственному желанию (добровольная текучесть ) и по решению администрации в связи с прогулом работника, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и некоторыми другими обстоятельствами (принудительная текучесть ).

Текучесть кадров служит своеобразным индикатором экономического, социального и психологического состояния коллектива предприятий и организаций и потому является предметом особого внимания со стороны их руководителей. Высокая текучесть может привести к ощутимым потерям трудового потенциала организации.

Управление текучестью предполагает систематическое изучение её количественных и качественных характеристик. Для оценки уровня и динамики текучести применяется система показателей, приведённых на рис. 4.8.

Показатели текучести

фактической (реальной): Ктф = потенциальной: Ктп =


Рис. 4.8. Система показателей для изучения текучести кадров

Различают понятия реальной (фактически уже свершившейся) и потенциальной , внешней (связанной с увольнением из организации) и внутренней (связанной с изменением места работы внутри организации) текучести. Для характеристики их уровня и интенсивности могут рассчитываться общие (для всего коллектива организации) и частные (для каждой изучаемой группы работников в отдельности) показатели (коэффициенты текучести ) в абсолютных единицах или в %.

Общий показатель уровня фактической внешней текучести в организации (Ктф), как это показано на рис. 4.8., определяется отношением числа работников, фактически уволенных по собственному желанию (Чусж) и за нарушения трудовой дисциплины (Чун), к среднесписочной численности (Чср) персонала организации за исследуемый период. Аналогичным образом рассчитываются частные коэффициенты фактической текучести (Ктфi) для отдельных (i-тых) подразделений организации или групп работников (определённого пола, возраста, стажа работы, профессии и т. п.):

Ктфi= или Ктфi = ,

где Чутi – число уволенных по причинам текучести работников i-той группы,

Чсрi – среднесписочная численность работников i-той группы.

Коэффициент внутренней (внутризаводской, внутрифирменной) текучести (Ктвн) рассчитывается как отношение числа работников сменивших по собственному желанию место работы внутри организации (Чсмр) к среднесписочной численности работников предприятия или подразделения за исследуемый период.

Под потенциальной текучестью понимается возникающее, но еще не реализованное желание работников сменить место работы в результате накапливающейся неудовлетворенности теми или иными сторонами трудовой жизни. Потенциальная (возможная, ожидаемая) текучесть может быть выявлена лишь в результате проведения специальных социологических обследований, в ходе которых изучается степень удовлетворённости (неудовлетворённости) работников различными сторонами их трудовой жизни, устанавливается наличие желающих сменить место работы. Такие обследования носят, как правило, анонимный характер.

Коэффициент потенциальной текучести (Ктп) рассчитывается как отношение числа работников, выразивших в ходе обследования желание уволиться (Чжу) из организации (или сменить место работы внутри организации - Чжсмр) к числу опрошенных (Чопр).

Отношение частного коэффициента текучести (Ктфi) к общему по организации называется коэффициентом интенсивности текучести (Китi) :

Он показывает, во сколько раз текучесть исследуемой группы выше (ниже), чем в целом по организации. Использование этого показателя имеет большое значение при изучении социальных, демографических, профессиональных и других особенностей текучести. Путём несложных преобразований

Китi = = dуi: dсрi

можно представить коэффициент интенсивности текучести исследуемой (i-той) группы в виде отношения удельного веса работников группы в составе уволенных по причинам текучести (dуi) к удельному весу этой группы в среднесписочной численности работников (dсрi). В связи с такой методикой расчёта коэффициент интенсивности текучести нередко называют структурным коэффициентом текучести .

Текучесть рабочей силы является одной из форм проявления трудовой мобильности, под которой понимается способность и готовность работников к перемене труда. Мобильность рабочей силы – это средство, обеспечивающее перемещение работников в соответствии с повышением их трудового потенциала и правильные пропорции между различными сферами занятости. Однако, излишняя, экономически и социально неоправданная мобильность, выражающаяся в высокой текучести работников, ведёт к снижению трудового потенциала коллектива организации, ухудшению показателей эффективности её деятельности. Сокращение излишнего движения на основе улучшения всего комплекса условий формирования и использования трудового потенциала составляет содержание процесса стабилизации кадров.

Категория мобильности находится в тесном взаимодействии с категориями стабильности и устойчивости трудовых коллективов. Под стабильностью коллектива обычно понимается сохранение постоянного состава работающих. На практике для количественной характеристики стабильности коллектива используются показатели постоянства и стабильности кадров.

Коэффициент постоянства кадров (Кп) определяется отношением числа лиц, состоявших в списочном составе организации в течение всего календарного года, к среднесписочной численности работников.

Коэффициент стабильности кадров (Кст) характеризуется долей лиц, работающих достаточно продолжительный срок в данной организации, к общей численности работников. Сама продолжительность этого срока является величиной дискуссионной. Некоторые авторы предлагают в качестве низшей границы стажа работы в данной организации для характеристики стабильности кадров принимать срок в три года, считая его достаточным, чтобы приобрести профессию, достигнуть среднего уровня квалификации, найти своё место в коллективе и стать кадровым работником. Однако, как свидетельствуют материалы ряда исследований, интенсивность текучести среди рабочих, проработавших на данном предприятии 3-4 года, значительно превышает среднюю по предприятию. И лишь при достижении рабочими пятилетнего стажа работы на одном предприятии текучесть резко сокращается. Поэтому при исчислении коэффициента стабильности кадров целесообразно определять долю лиц со стажем работы в данной организации пять и более лет в общей численности работников:

где Чст – число работников со стажем работы на предприятии (в организации) пять и более лет.

Стабильность нельзя понимать как абсолютное отсутствие движения в коллективе, постоянное закрепление работников за определёнными рабочими местами в течение всего периода их работы. Диалектика взаимодействия категорий мобильности и стабильности такова, что мобильность внутренне присуща и определяет развитие стабильности: условием последней является сочетание постоянства кадров относительно предприятия с подвижностью внутри него.

Ещё более ёмкой по своему содержанию является категория устойчивости коллектива, которое характеризует качественное состояние производственного коллектива и происходящие в нём количественные изменения. Устойчивость – это свойство производственного коллектива сохранять и развивать свой трудовой потенциал в условиях динамичности кадров. Устойчивым является такой коллектив, который при динамичном движении персонала, как внутри, так и вне организации сохраняет свой трудовой потенциал, обеспечивая соответствие личного фактора требованиям производства, и даже повышает его, если этого требуют вещественные факторы. К неустойчивым относятся коллективы, в которых движение, приём или увольнение работников влечёт за собой снижение трудового потенциала, а также те коллективы, в которых при внешне неизменном составе (стабильности) трудовой потенциал снижается в результате действия внутренних скрытых процессов.

Важное место в международных экономических отношениях занимает миграция рабочей силы - того ресурса, который представляет имманентную составляющую самого человека. Поэтому при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические моменты. Речь идет прежде всего о причине демографического свойства, с которой связано так называемое избыточное население (рабочая сила). Оно возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают серьезные социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить страны ЕС.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в условиях труда и его оплаты, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, ученых, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие таких иммигрантов, выступают в роли «вампиров», выкачивающих наилучшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Так, в начале нового века, согласно данным академика Н. П. Шмелева, только в Силиконовой долине (Калифорния, США) работало примерно 200 тыс. российских ученых и специалистов. Одновременно России навязывались программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой ненредостав- ления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной зарубежной помощи» по разрушению научных школ, дестабилизацию систем образования и здравоохранения, снижению уровня культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в мировой капиталистической системе. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием НТП. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и, соответственно, экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две позиции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Выбор зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития. Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирование трудовых миграционных потоков.

Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну в соответствии с законодательством и другими нормативными документами, регулирующими процесс въезда в страну.

Другое направление представляют собой нелегальные иммигранты - лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Значительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Эго самая обездоленная и бесправная часть населения любой страны, так как на них не распространяются никакие права и требования по обеспечению достойных условий груда и проживания.

Следующее направление формируется из работников-контрактников, которые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока численность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60-75% от общей численности их населения.

Заметную долю в миграции занимают беженцы, которые становятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. Данная категория мигрантов увеличивалась нарастающими темпами после развала Советского Союза, когда США, возомнив себя единственным центром мировых сил, под флагом демократизации, свободы и прав человека стали совершать агрессивные акты против суверенных государств, провоцируя «цветные революции» или непосредственно либо косвенно дестабилизируя политическую ситуацию в странах Азии, Северной Африке, Ближнего Востока и Европы (Югославия, Украина). В результате сотни тысяч людей вынуждены были бежать в другие страны, не говоря уже о гражданских войнах, превративших некогда стабильные и относительно процветающие государства в зоны разрухи, бедствия, нищеты и смерти.

Самостоятельным процессом в международных экономических отношениях является миграция рабочей силы. Однако принимая во внимание специфику данного ресурса, который связан непосредственно с самим человеком как имманентная его составляющая, при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические предпосылки и последствия.

Причины миграции трудовых ресурсов

Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населения, остановимся в основном на современных социально-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.

Прежде всего необходимо указать на причину демографического свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить такие промышленно развитые страны, как Франция и Германия.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую иммиграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социалистические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграционная квота была увеличена в 1,5 раза. Это позволило осуществить «перекачку умов» из этих стран, так как последние стали испытывать огромные трудности в области финансирования науки, образования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, России и другим странам навязываются программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубежной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной экономики. В нашей стране разрушены многие научные школы, особенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует

поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-

финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Глава2. Международное движение трудовых ресурсов.

2.1 Международное движение факторов производства в системе международной экономики. Место трудовой миграции в международном движении факторов производства.

Важной формой международного сотрудничества является международное перемещение факторов производства. Оно включает:

Международное перемещение трудовых ресурсов;

Международное движение капитала посредством международного кредита;

Прямые зарубежные инвестиции.

Причины международного перемещения факторов производства по своей сути не отличаются от причин, определяющих международную торговлю. Но хотя и существует методологическая общность анализа международной торговли и перемещения факторов, тем не менее, анализ последнего требует некоторого расширения понятий, связанных с движением товаров и услуг.

1. Страна с избытком трудовых ресурсов под воздействием одних обстоятельств может импортировать капиталоемкие товары; под воздействием других

Получать капитал посредством заимствования за границей.

2. Страна с избытком капитала может импортировать трудоемкие товары или привлекать рабочих иммигрантов.

3. Страна, которая не может поддерживать эффективные размеры производства, может импортировать товары, в производстве которых крупные фирмы имеют преимущество или разрешить производство этих товаров филиалам зарубежных фирм.

Международное движение факторов производства на практике порождает большие трудности, чем международная торговля. Это связано с жесткими иммиграционными ограничениями, прямым государственным контролем за движением капитала, строгой регламентацией прямых зарубежных инвестиций и т.п.

Вот почему изначально возможен анализ торговли в отсутствии перемещения факторов. Тем не менее, движение факторов очень важно, ибо значительно повышает эффективность производительных сил мира. Оно составляет предмет особого анализа. Анализ международного движения факторов производства начинается обычно с анализа международной мобильности трудовых ресурсов - наиболее простой формы движения факторов.

2.2 Экономическая природа международной миграции рабочей силы.

Международная трудовая миграция как понятие отражает взаимосвязь двух основных процессов: эмиграционных и иммиграционных.

Эмиграция - это выезд из одной страны в другую определенного контингента людей.

Иммиграция - это въезд рабочей силы в принимающую страну.

На взаимосвязь указанных процессов указывает, в частности, реэмиграция, под которой обычно понимается возвращение рабочей силы в страну эмиграции.

Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внутреннего экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами, т.е. состоянием международной экономики, экономических связей между странами.

В определённые периоды в качестве факторов и движущих сил международной трудовой мобильности Могут выступать также политические, военные, национальные, культурные и другие социальные факторы.

Причины международной трудовой миграции можно понять только ка конкретную совокупность названных факторов.

Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.

Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения излишнего населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом состоит суть экономической природы трудовой миграции.

Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные, но и часть работающего населения, заработная плата которого не обеспечивает ему прожиточный минимум. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Как правило, данная цель достигается в экономически развитых странах с более высоким уровнем жизни.

Международное перемещение трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 основных этапа:

1 этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в конце ХVIII - середине XIX в. Следствием этой революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда

Формирование мирового рынка труда содействовало:

Экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы,

Колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.

II этап охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства Высокий уровень концентрации производства и капитали в передовых странах (США, Великобритания и т.д.), обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (отсталые страны Европы, Индия, Китай и т.д.). В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила

III этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны-иммигранта - США Это было обусловлено следующими причинами:

1. Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., проявившегося в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения миграционных процессов;

2. Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключил его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.

IV этап начался после II мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР, монополизацией международных рынков труда и который получил название «утечка умов»;

Усиление государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции.

2.3 Масштабы, формы и направления международной миграции. Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс существенно возросло, прежде всего, за счет стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составило около 1% населения планеты

Не менее важным в этом процессе является учет высокой территориальной концентрации миграции, специфики использования труда рабочих-мигрантов. Эти обстоятельства играют существенную роль в системе международных экономических отношений как способ межгосударственного и внутрикорпорационного перераспределения рабочей силы в пределах мирового хозяйства

Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые определяют современные направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения и рабочей силы

Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы где общая численность людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн. человек Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой.

Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива

На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки.

В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют:

Постоянную миграцию. Эта форма преобладала до 1 мировой войны и была характерна тем; что значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное место жительства в США, Канаду, Австралию и др. Переселение в обратном направлении было незначительным;

Временную миграцию, предполагающую возвращение мигрантов на родину после окончания определенного срока. В этой связи следует отметить, что современная трудовая миграция приобрела ротационный характер;

Нелегальную миграцию, которая весьма выгодна предпринимателям стран-иммигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им рабочей силы

Последствия международной миграции весьма разнообразны:

1.Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производства

2. В стране эмиграции:

а) снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переводы для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений на сумму, примерно равную сумме их переводов.

б) при постоянной миграции создаются условия лишения страны квалифицированной рабочем силы, потерь связанных с так называемой «утечкой умов». В этом плане наибольшие потери несут развивающиеся страны.

В стране эмиграции в целом потери превышают выгоды Возможными ответными мерами правительства могут быть:

Запрет эмиграции как таковой;

Налог за «утечку умов»,

Создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы.

3. В стране иммиграции.

а) принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так, высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;

6) значительный доход приносит трансфер знаний из страны эмиграции. Так, в США 23% членов Национальной Академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии иммигранты;

в) иммиграция создает излишек рабочей силы, что дает возможность предпринимателям повышать конкуренцию на рынке труда, сдерживать рост зарплаты местных рабочих;

г) к отрицательным внерыночным эффектам, порожденными иммиграцией, относятся: социальные трения, обострение национальных проблем, преступность и т. д.

2.4 Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда

Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. функция межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дед а также специально созданные государственные и межгосударственные органы

Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные кик в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране

Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных работников находят свое отражение в двусторонних и многосторонних соглашениях, соответствующих национальных законодательных актах и правительственных постановлениях.

Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Она функционирует в составе СОН

Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция.

Заключение

Одним из элементов производительных сил являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время наделены определенным общественным социально-экономическим содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.

Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной связи с техническим прогрессом. В настоящее время нет республики, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.

Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.

Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов.

Список использованной литературы

    Сафронова Н.А. Экономика организации(предприятия)-М.: экономист, 2007.-618с

    Андрианов В.Д. О трудовых ресурсах России.// БИКИ..-1997 -№5 - с2

    Андрианов В.Д. Национальное богатство России.// БИКИ..-2005.-№137. с1-3

    Белозёрова С. Труд и движение кадров на предприятиях // Человек и труд -1993-№7 с 42-47

    Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике// Общество и экономика..-1994.-с114-131

    Бушмарин И.В. Актуальность проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов. // Человек и труд.. -2004- №7.- 50-56

    Гавриленков Е. Изменение структуры производства и формирование рынка труда в России// Проблемы теории и практики управления..-1993.-№2.- с51-54

    Железцова А Трудовые ресурсы организации в современных условиях.// Маркетинг..-2003 -№2. –с 10-21

    Зайончковская Ж.А. Трудовая эмиграция российских учены// Проблема прогнозирования-2004-№4 с 98-108

    Романовский А. Рынок труда в России и его перспективы.// Российский экономический журнал..-1993. №9. – с72-79

    Сараев А. Формирование трудовых ресурсов и занятости.// Экономист..-2001.-№10- с72-77


Критерій погоди Діаграма статичної ост ійності Метацентрична висота Критерій... 13,2 >> [k] = 1 Му 11190 8.2 Діаграма статичної ост ійності Згідно з п. 2.2.1 максимальне плече... крену при максимальному плечі статичної ост ійності θm = 46є > [ θm] ≥ 30є ...

  • Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один

    Контрольная работа >> Психология
  • Британская Ост -Индская компания

    Реферат >> История

    Также Голландская Ост -Индская компания, Французская Ост -Индская компания, Датская Ост -Индская компания... , Шведская Ост -Индская компания, Португальская Ост -Индская компания...

  • Международное движение трудовых ресурсов получило название международной миграции рабочей силы – это перемещение наемных работников между национальными хозяйствами, особая форма перераспределения трудовых ресурсов между звеньями мирового хозяйства.

    Международная миграция рабочей силы обусловлена неравномерностью социально-экономического развити я отдельных стран, различиями в степени занятости и уровнях жизни населения в возможностях применения и использования рабочей силы. Международное движение трудовых ресурсов осуществляется в таких имеющих особенности формах как иммиграция и эмиграция:

    · Иммиграция – это приток иностранной рабочей силы в данную страну. Иммиграция способствует пополнению национального рынка труда, его приспособлению к текущим и перспективным потребностям воспроизводства. Как правило, основная часть эмигрантов занята на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ с низким уровнем оплаты труда , имеет более продолжительную, чем у национальных работников, трудовую неделю.

    · Эмиграция – это процесс перемещения наемных работников данной страны за границу. Эмиграция из данной страны за границу. Эмиграция из данной страны усиливается в периоды экономической нестабильности. Основными причинами эмиграции являются низкий уровень заработной платы, массовая безработица, низкий уровень накопления капитала, отсутствие возможности реализовать профессиональные способности и навыки в данной стране, межнациональные и этнические конфликты .

    Международная миграция рабочей силы регулируется национальными законодательствами об иммиграции, двухсторонними и многосторонними договорами и соглашениями между странами о перемещении, вербовке, оплате труда и использовании рабочей силы.

    В результате усиления процессов интернационализации хозяйственной жизни значительно возросли масштабы миграции рабочей силы. Для целей регулирования национальных рынков труда и миграции рабочей силы была создана международная организация труда (МОТ) – международная межправительственная организация, стимулированное учреждение ОНН (с 1946 года). Деятельность этой организации направлена на решение социально-экономических проблем труда, в том числе и на создание приемлемых условий обслуживающих цивилизованное перемещение рабочей силы из одной страны в другую.

    Современный этап международной миграции рабочей силы характеризуется следующими особенностями :

    Значительное усиление миграционных процессов между развитыми индустриальными странами;

    Рост миграции высококвалифицированных работников;

    Усиление миграции по причине межнациональных и этнических конфликтов;

    Интенсификация международных миграционных процессов вследствие расширения международного научно-технического сотрудничества;



    - "утечка мозгов" из слаборазвитых стран в высокоразвитые;

    Миграция высококвалифицированной рабочей силы вслед за миграцией капитала.

    В условиях открытой экономики, международная миграция рабочей силы служит укреплению международного сотрудничества.

    Миграция населения. Международное разделение труда

    Численность населения постоянно изменяется. Изменение численности населения Земли происходит за счет естественного прироста, который по отдельным регионам далеко не одинаков. Относительно быстро растет население развивающихся стран. В развитых странах естественного роста населения вообще не наблюдается или он настолько мал, что не позволяет обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов. Для этих стран единственным выходом является пополнение рабочей силы за счет миграции населения из слаборазвитых и развиваются стран.

    Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Так, например, во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - половину горняков; в Швейцарии - 40 % всех строительных рабочих. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80х годов давала прибыль в 200 млн. дол. а туризм - 800 млн. долл. ,то денежные перевода. эмигрантов - 3.1 млрд. долл.

    Миграция рабочей силы - явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.

    До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда: строительство, сфера обслуживания, и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика и порой доходит до 70 %,а это значит, что такие предприятия уже "сориентированы” на использование иностранной рабочей силы.

    В связи с проходящим процессом объединения Европы во второй половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создает рабочие места, но не вызовет иммиграции по образцу и подобию 60-х годов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Великобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

    Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки, то в 70-е годы весьма стремительно сформировался рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Он, по существу, до последнего времени был третьим центром иммиграции. Сюда к началу 80-х годов оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих. Об значительной интенсивности миграционного процесса свидетельствует большой удельный вес иностранных рабочих. Так, в Арабских Эмиратах она составила около 50 %, В Катаре - около 80 %, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40 %.

    Четвертый центр сформировался в Латинской Америке. Здесь в основном Аргентина и Венесуэла принимает рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн. человек, подавляющее большинство которых составляют латиноамериканцы.

    Межотраслевая миграция имеет место и в Африке и в Азии. Надо сказать, что в области миграции статистика не отличается большой достоверностью. Что же касается Африки, то статистический учет и вовсе не дает возможности устанавливать ее действительные масштабы и направления. По приблизительным оценкам, миграция составляет 2 млн. человек. В основном более богатые страны берут неквалифицированных работников. Специалисты, приезжающие из других регионов мира, составляют не более 500 тыс. человек. Страны Азии, являясь в подавляющем большинстве экспортерами рабочей силы, принимают высококвалифицированных специалистов по отдельным специальностям. Наконец, Австралия использует около 200 тыс. человек, многие из которых готовятся к получению гражданства страны пребывания.

    Необходимо подчеркнуть, что миграционные процессы характеризуются не только количественными показателями, направлениями передвижения, но и квалификационными характеристиками мигрантов. Научно-техническая революция формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы. Для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым экономическим условиям. По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации будут самой мобильной рабочей силой. Либерализация коммерческого законодательства и увеличивающееся жизненное пространство для компаний будут стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. В этих условиях спрос на рабочую силу высокой квалификации будет таким большим, что сюда устремятся эмигранты из третьих стран.

    До недавнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в настоящее время и в ближайшем будущем измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР. Сказанное относится и к представителям особого рынка труда - спортсменам, артистам, музыкантам.

    В то же время, как уже отмечалось, иммигранты занимаются и непрестижными тяжелыми и вредными работами. Эти рабочие места даже в периоды кризисов при увеличении числа безработных не привлекают местное население.

    Государство довольно активно влияет на процесс миграции . При оживление производства допускается либерализация импорта, при спаде происходит его лимитирование. Регулируется не только количество иммигрантов, но и профессиональная, квалификационная, половозрастная структуры и, конечно, продолжительность проживания в стране.

    В странах-импортерах сложилась система государственных мер регулирования миграции Оно включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе, национальные службы миграции, а также межгосударственные соглашения.

    На межгосударственном уровне странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития создана служба, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы эмиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы стран осуществляют функции контроля за въездом в страну иммигрантов. Они выдают разрешения, согласованные с заявками предпринимателей на въезд и работу, а также определяет время пребывания. Отметим, что регулирование продолжительности пребывания осуществляется в разных странах по разному. Для ФРГ, например, в основном характерна жесткая ротация (пребывание от одного года до трех-пяти лет без приема семей). Для Франции, Бельгии, Великобритании, наоборот, характерна семейная иммиграция, приводящая к расширению внутреннего рынка. Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлемой оказалась "ассимилированная миграция", предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: