Методическая разработка для педагога-психолога. Коммуникативный тренинг «Погода в ДОУ»

Настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания.

Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие.

Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Самомотивация

Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния. Мне нужно 8 участниц.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас разминка.

Упражнение – энергизатор

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), - по алфавиту отчества, - по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Знакомство

Давайте познакомимся. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Встаньте в круг. По очереди назовите как бы вы хотели чтобы вас сегодня называли. Свое настроение, внутреннее состояние вам предстоит выразить по-разному. Вытяните карточки на них написано как вам нужно выразить себя (остальные угадывают).

Вывод: Иногда легче выразить себя с помощью образов, чем рассказать словами и найти подходящие слова. Почаще надо заглядывать в себя. В одних случаях это поможет вовремя себе помочь, в других – научит жить здесь и сейчас.

Прежде чем объявить вам цель нашей встречи хочу показать небольшой опыт.

Приглашаю вас присесть (участницы уже делятся на 2 команды пока садятся, стулья стоят вокруг 2 столиков на которых тоже есть вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки).

Проведём опыт. Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах) Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню - состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.)

Объявляется цель занятия-тренинга:

Цель нашего занятия - создать модель, которая помогла сохранить наше психологическое здоровье.

Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль).

Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать?

Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость.

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.)

Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно - коричневого цвета. Итак, приступаем

Закрутите крышку. Поделка готова!

Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Это можно делать в группах с детьми, красить соль можно с помощью мела.

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Как вы думаете, с помощью чего мы попытались с вами очистить наш стакан? (Соль, краски. пластилин, песок- это методы арт-терапии или творчества.)

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Нас ждет второе испытание.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.

Итак, разбиваемся на две команды, встали в шеренгу - рассчитайсь на кошечки и пантерочки. Кошечки вправо, пантерочки – влево.

Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):

  • (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
  • (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
  • (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
  • Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
  • впереди цель (пьедестал с медалью) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
  • Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
  • Бежит следующий участник.

Итог в форме интервью:


1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?

2. Что вы ощущаете?

3. Помогали ли вам ваших коллег?

4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?

5) Какие выводы вы для себя сделали?

7) А в жизни что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?

8) В жизни, вам что труднее всего бывает преодолеть, с чем справиться?

(Открывается таз с рыбками наполненный водой.)

Перед нами таз с рыбками. У вас есть удочки. ваша задача – пока звучит музыка наловить в ведро как можно больше рыбок. Музыка смолкает вы подходите к аквариуму. Делаем все быстро, а то рыбки задохнуться без воды.

Подходим к аквариуму и выпускаем только тех рыбок, которые будут являться для нас запасами сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Осталось угадать, как можно было назвать всех этих рыбок в аквариуме? (Можно применить мозговой штурм.)

Это наши ресурсы.

Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Рефлексия: Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?
Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?
Как это пригодиться в будущем?

Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи могут помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог - здоровые дети.

Упражнение «Аплодисменты» (2мин)


Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Цель: помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией; популяризация тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов; развитие навыков доверительного общения участников тренинга; активизация творческого поиска и опыта участников тренинга; создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

Продемонстрировать преимущества командной работы;

Усовершенствовать общение в команде;

Освоить навыки обратной связи;

Получить удовольствие от совместной работы.

Оборудование: канц. булавки, бумага, карандаши, ручки, вырезки из газет (журналов), раздаточный материал, клей, ватман.

Участники: воспитатели детского сада.

Время проведения: 1,4 ч.

Структура тренинга включает в себя три блока:

введение: знакомство, введение правил работы.

основная часть, в ходе которой отрабатываются навыки работы в коллективе по устранению барьеров.

заключение: поведение итогов.

Методы , применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

Ход тренинга:

Вступление – 2 мин.

А почему происходят недопонимания и конфликты? Люди разные, с разным опытом, разными убеждениями, принципами, которые иногда мешают видеть другого человека, понимать его чувства и интересы.

Наш тренинг будет посвящен навыкам видеть и слышать человека, прислушиваться к его мыслям. Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Правила приняты.Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.

«Знакомство» – 2 мин.

А сейчас настало время познакомиться. Нарисуйте свою «визитку», на ней напишите имя, как бы вы хотели, чтобы вас называли на тренинге? Назовите качество, характеризующее вас, на первую букву вашего имени.

Основная часть – мин.

Упражнение 1. «Путаница» – 10 мин.

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.

Упражнение 2. «Мое представление конфликта» - 10 мин.

Сейчас каждый подумает и для себя решит, как вы понимаете, что такое конфликт?! Но писать мы будем не просто, а на каждую букву слова.

Рефлексия: каких больше характеристик конфликта – положительных или отрицательных?

А теперь предлагаю всем по очереди продолжить предложение «Конфликт для меня – это…».

Упражнение 3. «Плюсы и минусы конфликта» - 10 мин.

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.

Рефлексия: сложно было выполнять упражнение? Как вы думаете, что легче написать – «+» или «-»?

Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:

Конструктивные стороны конфликта:

Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом

Деструктивные стороны конфликта:

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Представление о победителях или побежденных как о врагах.

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Упражнение 4. «Тонкая бумага» – 5 мин.

Раздаются тонкие листы бумаги формата А-4. Участникам предлагается взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды: Сложите листок пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; Снова сложите листок пополам и повторите процедуру.

И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть листки в исходное положение – перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.

Обратите внимание участников, что первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный. Спросите, почему так получилось? Выслушайте ответы.

Рефлексия: Подведите к выводу, что каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других.

Упражнение 5. «Два сердца» – 10 мин.

Инструкция. «Вы сейчас все - профессиональные хирурги крупной американской клиники. Каждый из вас ведет своего пациента, которому необходима срочная пересадка сердца. Но ситуация осложняется тем, что сейчас в клинике в наличии только два сердца, годных к пересадке. После обсуждения, которое вы проведете так, как считаете нужным, вам необходимо принять решение, каким двум пациентам будет сделана операция по пересадке сердца. Решение необходимо обосновать и сообщить родственникам всех пациентов».

Краткие характеристики пациентов:

Женщина, китаянка, 35 лет, руководитель группы врачей, занимающихся разработкой лекарства против СПИДа;

Женщина, бельгийка, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешных операций на сердце;

Мужчина, американец, отец троих детей в возрасте трех, пяти, семи лет, воспитывает детей один;

Японская девочка 12 лет, выдающаяся пианистка;

Врач-онколог, женщина, 33 года, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови;

Русский мальчик, 11 лет, за него ходатайствует крупный российско-американский медицинский центр;

Афроамериканец, олимпийский чемпион по бегу, 25 лет;

Девушка, 19 лет, на ее иждивении двое младших братьев восьми и десяти лет. Дочь умершего сенатора США;

Священник, 50 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в Канаде и США.

Обсуждение.

1. Каким образом учитывалась система ценностей игроков при принятии решения?

2. Участники в большей степени ориентировались на прагматичный или гуманистический подход?

3. Кому было важно любой ценой отстоять своего пациента и добиться, чтобы именно ему была проведена пересадка сердца? Что для этого было сделано, какие аргументы применялись, насколько они были действенны?

4. Кто уступил коллегам в выборе пациента для пересадки сердца, чем обосновано такое решение?

5. Кто взял на себя ответственность за доведение результата обсуждения до родственников пациентов, которым не планировалась пересадка сердца?

6. Каким образом распределялись роли в ходе групповой дискуссии? И с какой ролью было легче справиться?

Методические замечания. Упражнение (помимо содержательной нагрузки) имеет определенный эмоциональный фон. Оно достаточно жестко по форме и отражает реальную зарубежную врачебную практику. Вместе с тем упражнение дает, как правило, значительный обучающий и воспитательный эффект (работа с системой ценностей). По его завершении необходимо обозначить и подчеркнуть игровой характер ситуации, избегая эмоционального заострения участников на негативных переживаниях. Роль родственников выполняют свободные от игры участники и сам преподаватель.

Упражнение 5. «Я – сильный, я – слабый» – 5 мин.

Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.

(Помощь одного из участника).

Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Рефлексия: как вы понимаете это упражнение? Как оно связано с нашей темой?

Упражнение 6. «Конфликтные ситуации» – 10 мин.

Участникам тренинга предлагается разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа вытягивает карточки, на которых написаны конфликтные ситуации. Из каждой ситуации необходимо найти выход, найти пути решения конфликта.

Ситуации:

Младший воспитатель выполняет свою работу (моет посуду на кухне, т.д.), а старшему воспитателю необходимо срочно выйти из группы (поговорить по телефону). Она попросила присмотреть за детьми мл.воспитателя, но та ей отказала. Между ними завязался спор. Как быть в данной ситуации?

Старший воспитатель попросила посидеть с детьми мл.воспитателя во время тихого часа, а сама вышла из группы. Тихий час прошел, а воспитатель не вернулась в группу. Нужно идти получать полдник, а детей не с кем оставить. В этот момент в группу зашел специалист, и мл.воспитатель попросила посидеть с детьми, чтобы сходить и получить полдник. Когда в группу вернулся воспитатель, между мл.восп. и «старшим» завязался конфликт. На что воспитатель ответила мл.восп.: «Ты должна помогать нам, когда нам это необходимо». Как поступить в данной ситуации?

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрек: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства». Проведите анализ межличностного взаимодействия.

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт. Решение?

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...Как бы вы поступили на месте руководителя?

На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника». Как поступить в данной ситуации, чтобы избежать конфликта?

Упражнение 7. «Коллега – образ – 10 мин.

Вспомните одного из своих коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):

тревожный – спокойный

разбросанный – целеустремленный

замкнутый – общительный

легкомысленный – серьезный

возбудимый – уравновешенный

уступчивый – принципиальный

«выскочка» - скромный

вспыльчивый – сдержанный

лицемерный – искренний

пессимист – оптимист

безвольный – волевой

глупый – умный

агрессивный – миролюбивый

ранимый – невозмутимый

грубоватый – тактичный

ленивый – трудолюбивый

черствый – отзывчивый

злой – добрый

пассивный – активный

самовлюбленный – самокритичный

Если вы не можете оценить коллегу только при помощи двухфакторной оценки («глупый – умный»), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить, таким образом, 5-7 своих коллег).

Упражнение 8. «Коллаж» – 10 мин.

Участникам предлагается большое количество вырезок картинок, фраз, слов, фотографий, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, наиболее точно и полно характеризуют конфликт.

Затем на ватмане наклеивают, чтобы получился коллаж.

В конце упражнения рассказывают и объясняют, почему именно так они его сделали, почему именно эти картинки (фотографии, слова, фразы) они выбрали, и почему не выбрали оставшиеся вырезки.

Притча – 5 мин.

Буддийская притча «Забирайте своё себе»

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

– Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

– Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

– Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

– Вы – свободные люди, и то, что вы сделали, – ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

Один человек из толпы сказал:

– Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

– Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите…

Музей обидных воспоминаний– 5 мин.

Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение. Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида - это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства – болезни. Давайте напишем все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» И порвите этот лист, или сомните. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость.

- «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.

Всем большое спасибо за работу!

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка» МВД России»

Психологический тренинг для педагогов

«Я познаю себя»

Подготовил:

Педагог – психолог

Шай М.С.

г. Симферополь, 2016

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

повысить коммуникативные навыки педагогов

повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение « Приветствие ».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.

ЮЛИЯ ТРЕТЬЯК
Психологический тренинг для воспитателей

Психологический тренинг для воспитателей .

Цель тренинга : развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

Задачи тренинга :

1. Выработать позитивное отношение к ребенку.

2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.

3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями , а также с членами своей семьи.

Характер группы : закрытая.

Принцип отбора. В тренинге принимали участие 8 воспитателей в возрасте от 25 до 60 лет. В основном люди участвовали в тренинге ради интереса , хотелось пообщаться с коллегами, разобраться в проблемах профессионального характера, получить эмоциональную разрядку.

Диагностика не нужна.

Т Р Е Н И Н Г

«Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии» .

Прежде, чем приступить к тренингу , участники должны оговорить правила своего поведения на занятии.

Ниже приводятся правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию :

Сосредоточьтесь на всем, что другой сообщает как вербально, так и на всех проявлениях его эмоций.

На первых этапах достижения эмпатии найти слова и выражения, которыми можете пользоваться как вы, так и другой, основываясь как на их содержании, так и на их эмоциональной нагрузке. Это называется парафразом.

В своих ответах пользуйтесь языком, который будет понятен другому.

Используйте эмоциональный тон похожий на тот, который характерен для другого.

Продвигайтесь к более к глубоким уровням эмпатии, уточняя и расширяя смысл воспринятого сообщения . Таким образом, вы поможете собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.

Старайтесь распознать такие чувства и мысли, которые не выражаются прямо, но подразумеваются. Постарайтесь восполнить то , что упущено в сообщении, вместо того, чтобы основывать обратную связь только на том, что высказано прямо.

1. Знакомство психолога с группой .

Для этого используем упражнение «Кто я?» , цель которого ознакомить участников с психологом и наладить контакты между членами группы.

Упражнение «КТО Я?»

Каждому участнику предлагается на отдельном листе бумаги написать о себе как можно больше понятий, раскрывающих, кем он является. Например, дочь, жена, сестра, воспитатель , сангвиник, турист, соседка, подруга, художник, романтик, кулинар и т. д. Этот листок затем предлагают прикрепить ему на спину. Далее все участники начинают ходить по комнате и читать сведения о других членах группы. Таким образом они знакомятс

Для налаживания контакта мжду членами группы можно использовать упражнение “Кораблекрушение”.

Упражнение “Кораблекрушение”.

Руководитель группы предлагает участникам представить, что они потерпели кораблекрушение. В распоряжении группы на судне имеются предметы, список которых приведен ниже :

спасательный жилет;

сигнальные ракеты;

полфунта табака;

два галона пресной воды;

коробок спичек;

три буханки хлеба;

спасательная шлюпка;

столовые приборы;

два килограмма рисовой крупы;

четыре килограмма ветчины;

набор столярных инструментов;

четыре меховые куртки;

навигационные приборы.

Членам группы предлагается коллективно пронумеровать данные предметы по степени важности для терпящих бедствие. Успешность выполнения этого упражнения связана с тем, что принятое группой решение будет выработано в результате споров и дискуссий и окажется единодушным. В данном случае совершенно неприемлемо голосование или авторитетное мнение кого-либо из участников. При возникновении попыток такого решения задачи психолог должен вмешаться и направить обсуждение в русло тесного контакта между участниками.

2. Далее можно перейти ко второй части разминки – снятию напряжения и усталости у воспитателей . С целью релаксации и организации психо -технического отдыха могут быть использованы упражнения, например, «Убежище» .

Упражнение «Убежище» .

Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст : «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть».

3. Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния , необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний , развития эмоционального восприятия , формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира , предлагается упражнение «Встреча» .

Упражнение «Встреча» .

Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов : «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут» , - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит : «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.

После этого упражнения психолог задает вопросы : «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?» ; «Опишите ваши переживания и впечатления» .

Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу .

Основная часть начинается с построения модели профессиональной ситуации. Для проигрывания психолог предлагает группе проблему.

В детский сад была переведена девочка из другого сада. Девочка очень сообразительная, но очень беспокойная, не могла сидеть на занятии : через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и воспитателю , могла встать из-за стола и гулять по группе без разрешения, называла воспитательницу на «ты» . В развитии Оля отставала от своих сверстников, но воспитательница не желала с этим мириться. Мать Оли была лишена родительских прав, так как болела хроническим алкоголизмом, поэтому Оля жила с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно. И вдруг все услышали как воспитательница закричала : «Девочка сейчас погибнет!» Другие воспитатели выбежали из групп и увидели такую картину : Оля висит на руках между лестницами и кричит : «Сейчас упаду, а тебя и заведующую посадят в тюрьму!» (и еще девочка кричала что-то непонятное) . Воспитательница , не отрываясь, смотрела на Олю и кричала на девочку, требуя, чтобы та немедленно выбралась обратно на лестничную площадку.

Группа садится амфитеатром, и на импровизированной сцене один из воспитателей играет девочку , а другой- ее воспитательницу .

После проигрывания начинается общее обсуждение. Члены группы вспоминают из своей практики аналогичные случаи. С этой целью можно предложить упражнение «Мой самый трудный ребенок» .

Упражнение «Мой самый трудный ребенок» .

Цель упражнения : развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке : как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п. Воспитатели описывают , как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей , психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.

Ольга Шахова
Тренинг для педагогов

ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ

«Как басня, так и жизнь

ценится не за длину,

(Сенека)

Цель :

Способствовать мотивации педагогов к самосовершенствованию, в педагогической деятельности путем актуализации стремления воспитателей к ценности самореализации в своей деятельности;

Создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе ;

Расширение зоны личной уверенности;

Ход тренинга

Приветствие.

Психолог : Сегодняшний тренинг мы начнем с того , что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Итак : мяч можно бросать любому участнику и говорить при этом пожелания.

Психолог : Прекрасно. Наше настроение немного поднялось.

Тема нашего тренинга : «Осознание себя и своей деятельности» .

Современная обстановка предлагает новые требования к дошкольному образованию и каждому воспитателю. Педагоги должны быть творческими личностями, новаторами идей, постоянно повышать свое профессиональное мастерство.

Но и общечеловеческие ценности, и педагогическое мастерство , и профессиональные достоинства свойственны природе педагогической работе и потенциально присущи каждому из нас.

Упражнение «Прекрасный сад»

Ведущий предлагает представить любимый цветок из своего детства. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми.

Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг, психолог расстилает ватман, который символизирует «поляну сада» , которую нужно засадить цветами. Все участники прикрепляют (приклеивают) свой цветок.

Психолог предлагает полюбоваться на «прекрасный сад» , запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.

Вывод : Упражнение используется для психологического сброса внутреннего напряжения , служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Ведущий : В период дошкольного детства у ребенка формируется «вектор» развития. Именно педагоги детского сада дают старт развитию личности ребенка. И от того, как ребенок развивается в дошкольном детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни.

А должен ли быть «вектор» развития у самого воспитателя? Несомненно, да! Воспитать личность может только … (личность) .

Упражнение «Воспитатель реальный - воспитатель идеальный» .

Психолог : Я предлагаю каждому из вас написать на листочке качества, составляющие картину педагогического мастерства , а затем выберем совпавшие составляющие и выведем идеального педагога . (профессионализм, откровенность, эмпатия, любовь к детям, коммуникабельность, культура, эрудиция, тактичность, пр)

Вывод : Обладаете ли вы сами указанными качествами?

Есть две группы профессионалов, одни умеют делать что-то профессионально, но не знают, почему у них так хорошо выходит, а другие - знают как надо делать, но не могут осуществить на практике.

Психолог : В настоящее время весь цивилизованный мир стремится к гуманизации образования. Постоянно говорят о личностно-ориентированном обучении, поэтому каждый педагог занимается самосовершенствованием. Это особый процесс личностного развития - преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми средствами самореализации в профессионально - значимых ситуациях.

Профессиональное саморазвитие является лишь частью саморазвития личности, определяемое у взрослого человека его включенностью в работу и удовлетворенностью профессиональной деятельностью.

Упражнение : «Самопознание»

Участникам необходимо записать на листе :

3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;

3 вещи, которые вы не делаете из того, что вам хотелось бы делать;

3 вещи, которые вы хотели бы делать чаще.

Психолог : давайте выслушаем некоторые ответы и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравится, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации. Чаще всего, мы в жизни концентрируемся на негативных явлениях в своей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии. Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт , наблюдается снижение работоспособности, ведет к рассеянности и эмоциональному выгоранию. Мы точно знаем, чего мы не хотим, и теряемся в определении чего желаем, к чему стремимся.

Давайте постараемся переключится на те достоинства, которые есть в нас самих, и те ценности, которые есть в нашей жизни.

Упражнение «Закончи предложение»

«Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему : «Вы можете мне помочь? Я заблудился» . Тот вздохнул с облегчением : «Я тоже заблудился» . Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий : Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще. пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить : «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: