Материалы к уроку "древние образы в современных народных игрушках". Пояснительная записка к уроку ИЗО 


Всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек.

1 ряд – изучи текст в учебнике страницы 68

2 ряд – изучи текст в учебнике страницы 70

3 ряд - изучи текст в учебнике страницы 71


В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять , оберегать людей от всякого зла . Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.


Название игрушки

Филимоновская игрушка

Где зародилась

Каргопольская игрушка

Отличительные черты

Дымковская игрушка

Основные цвета


Ее родина: Деревня Филимоново в Тульской области.

Отличительные черты:

Вытянутые пропорции

Мягкие очертания форм

Выглядят стройными, изящными

Игрушки почти всегда со свистком

Основные цвета:

Малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый


Ее родина:

Русский Север, Каргопольский район Архангельской области .

Отличительные черты:

Приземистые фигурки людей и животных

Основные цвета:

в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами


Ее родина:

Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров)

Отличительные черты:

силуэт отличается плавностью и округлостью

множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы

Основные цвета:

яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым


Элементы росписи

Филимоновской игрушки


Элементы росписи

Каргопольской игрушки





{ Древние образы в современных народных игрушках В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотритесь к современным народным игрушкам – и заметите, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба.


Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными, как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны. Олени, птицы-курицы, собаки, свиньи и диковинные существа. У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.


В дымковских игрушках можно увидеть и разнаряженных щеголих, нянек с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и другие образы. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой, К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички. жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождал кокетливый зонтик.


Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы. Пропорции каргопольских фигурок противоположны филимоновской приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица каргопольских мужичков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигуру забавной и шутливой. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.

Всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек. 1 ряд – изучи текст в учебнике страницы ряд – изучи текст в учебнике страницы 60, 64 3 ряд - изучи текст в учебнике страницы 60,65




Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Отличительные черты: Приземистые фигурки людей и животных Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами на поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно- красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.


Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров) Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы Украшение: - мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке - элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки - яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нежнурская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка по теме

«ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ

НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ»

Разработала учитель

изобразительного искусства

Иголкина Светлана Ионовна

Нежнур-2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уроки «Изобразительного искусства» в 5 классе посвящёны изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Современные школьники плохо знают свою историю, мало интересуются народным искусством и часто считают декоративно-прикладное искусство ненужным и скучным. Перед учителем стоит сложная задача обратить взор ученика к самым корням чудесного дерева, к искусству, созданному его предками. Учащиеся должны понять, что без корней не может существовать крона, так и человек не может существовать без памяти о прошлом человечества, прошлом своего народа. Чтобы детям было интересно на уроке, учитель должен не только показывать образцы декоративно-прикладного искусства, но и много рассказывать о возникновении тех или иных образцов в вышивке, лепке или росписи.

Настоящая методическая разработка представляет собой подборку теоретического и практического материала для подготовки к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы в современных народных игрушках».

ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА.

Истоки игрушки лежат в глубокой древности. Когда человек относился к природе как к своей матери. Это было связано с полным признанием её родительского могущества, поклонением её живому ритму и плодородию. Природа одинаково справедлива для всех своих царств (минерального, растительного, животного, человеческого и высших). Высшие её силы в виде богов заботились о нижестоящих, и проявлялись во всех этих царствах.
Например, богиню любви и семейного благополучия Ладу (Роженицу) почитали и как берёзку, и как белую лебедь, и как девственную чистоту в женщине.
Другую богиню Макошь (ма-мать, кош-судьба) – богиню Судьбы, почитали и как Мать-Землю, и как великую небесную Мать – с рогом изобилия в руках (звёздный ковш); а также как медведицу (отсюда название созвездия). Обереги и статуэтки этой богини делались самые разные, из разных материалов. По сути, это и были первые игрушки. Через них с божествами разговаривали, просили о помощи, доверяли свои чаяния. Если просили о приплоде в стаде – лепили из глины рядом с богиней животных, а если молили о ребёнке – с младенцем на руках.
Эти традиции вылепливания глиняных изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи, обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.

В глиняной игрушке сравнительно не много сюжетов. Это - женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторялись буквально. Гончар - игрушечник мог видоизменять и интерпретировать каждую тему в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса и представлений.

Уроки, посвященные народной игрушке, особо любимы учащимися. С интересом они узнают об истории глиняной игрушки, о способах лепки и росписи. Но все же наибольший интерес для них представляет сам процесс создания и росписи своей игрушки. Радость и удовлетворение от работы ребята ощущают, проделав все технологические этапы: сушку, обжиг, побелку, роспись игрушки.

Многими поколениями отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру, так что с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд образцов и сюжетов.

В разных местностях характер и внешний вид игрушек был разным.

Привезли мы глину

С дальнего бугра.

Ну - ка, за работу,

Чудо - мастера!

Я слеплю лошадушку,

Я ее поглажу

И седельце с бахромой

На спине прилажу.

Друг за другом выплывают

Утушек - свистулей стаи,

А за ними в свой черед

Кукол пестрый хоровод.

Распишу я утушку

Разными цветами,

Свищет моя утушка

Разными ладами.

Модница - нарядница,

Вы куда идете?

С зонтиком и сумочкой

Глиняная тетя.

Л. Гулыга

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА.

Эти игрушки узнаваемы сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь-рыбы, птицы-сирены, медведи и другие игрушки-свистульки, покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно - коричневом фоне обожженной глины.

А делают такую игрушку в городе Торжок, Тверской области. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек. Сделать такие чешуйки не сложно.

Сначала нужно скатать маленький шарик, затем, выполнив из него капельку, приложить ее к изделию и плотно, с усилием прижать с одной стороны. Если же выполняется несколько рядов перьев или чешуек, то закреплять их надо начиная с нижнего, постепенно поднимаясь выше к голове игрушки.

Таким же образам обрамляется хохолок на голове птицы и крылья.

Еще один способ оформления торжокской свистульки - оборки. Ровно и аккуратно позволит выполнить оборки складочки кусок хлопчатобумажной ткани. Чтобы сделать оборку для игрушки, выполняют колбаску, затем, завернув ее в ткань, ровно игрушки, выполняют колбаску, затем, завернув ее в ткань, ровно раскатывают. Полоска должна получиться и не толстая и не тонкая. Затем готовую глиняную ленту можно заложить в сборку или примазать к изделию. Высушенное и обожженное изделие расписывают гуашью или темперой ярких цветов: красным, желтым, оранжевым, ярко - голубым, темно - синим, зеленым и другими цветами.

Особую нарядность придает изделию белый цвет в сочетании с темно - синим, бордовым, фиолетовым, коричневым.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки (Кирова). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху и детям на забаву веселые яркие игрушки.

Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками. Дымковские игрушки имеют также ярко выраженные особенности пластики и росписи, свойственные только этой школе. Сюжеты их традиционны, но в последние годы тематика расширяется главным образом за счет индивидуального творчества художниц, которые черпают новые темы в фольклоре. Дымковские игрушки, пожалуй, самые «богатые», веселые, радостные. В фигурках барынь выделяются голова в кокошнике, шляпе или просто с пышной прической, грудь, юбка - колокол с передником. На руках у барыни ребенок, либо руки лежат на перекинутом через спину коромысле, либо упираются в бока. Распространенным сюжетом является наездник, причем не обязательно на коне, а даже на козле, свинье и петухе. Фигурка наездника очень условна, она состоит из туловища и френча, которое почти без шеи переходит в голову; на голове высокая шляпа; руки и ноги конической формы, без деталей. У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конических ножки - фигурка очень обобщена, компактна.

Для большинства дымковских игрушек характерно при обобщенности формы обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными, даже роскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, многочисленные лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т. д.

Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желто - оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент, которому принадлежит важное место в игрушке. Небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.

Орнамент в росписи представляет собой всякий раз импровизацию, поэтому все узоры неповторимы, но определенные общие приемы здесь можно назвать. Юбку барыни или туловище животного расписывают большими кругами, которые оправлены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольца могут быть раскрашены полосами, точками; точки, как бисер, могут располагаться и по внешнему краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположенными между ними более мелкими. Цветные круги иногда симметрично чередуются с широкими полосами, в которые также включается какой-либо несложный узор: волнистая линия, точки, штрихи и т. д. Юбка может быть в клетку, в которую иногда включаются и другие элементы. Роспись может состоять из продольных полос, прямых и волнистых, с вкрапленным в них узором. Элементы орнамента и их сочетания одни и те же для любых игрушек.

Весной проводились в Дымковской слободе гуляния - праздник, который назывался когда - то Свистопляской, а позже Свистуньей. На нем народ плясал и свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, жести и глины. Свист этот был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда же праздник кончался, расписные глиняные игрушки ставили в окна, между рамами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Женские фигурки.

    Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку или ступу (широкий у основания пустотельный корпус), все время вертя его в руках для выравнивания стенок.

    Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею. На шее укрепляют шарик - голову.

    К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно изгибают и складывают на талии.

    Игрушку наряжают - голову обрамляют буклями, витыми или лежащими крупными полукружиями, их увенчивает шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник.

    Плечи покрывают пелериной, верх платья или жакет дополняют воротничком, оборками, пышными рукавами.

    В руки барыне дают муфту, сумочку, собачку.

Места соединений всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой или кисточкой, оправляют фигуру.

Высушенную игрушку обжигают, белят, украшают.

Птица ( петух, индюк).

    Основу игрушки лепят в форме овала, формируют ноги.

    Для хвоста берут большой кусок глины, скатывают в шар и расплющивают в лепешку, толщиной около 1 см.

    Примазывают хвост - лепешку к туловищу.

    Из двух овальных лепешек получаются крылья, которые тщательно примазываются к туловищу сначала снизу, затем сверху (как руки барыни).

    Затем делают детали: гребень, бороду из « капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву. Крылья и хвост т оформляют оборками.


ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГР УШКА

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, кони, павлины

И солдатики - войска цвет.

И узор из кругов и линий

Обегает подола край:

Красно-черный, порою синий,-

В руки, взяв, смотри и играй.

Создана рукой умельца,

Говорит все еще она

О младенческих снах владельца,

Где за солнцем спешит луна.

В облике деревни Филимоново Тульской области и сегодня видны признаки гончарного промысла и соседства немалых залежей глины: дома не деревянные, а

кирпичные, многие крыши крыты черепицей.

Филимоновские игрушки отличаются особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутыми пропорциями. Животные имеют длинные шеи со своеобразными головками. У барынь обычно высокие юбки колоколом с пологим плавным расширением внизу. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. Ее уравновешивают фигурки ребенка на руках или курицей под мышкой. На голове барыни лихо сидит шляпа с высоким верхом, а иногда - с настоящим куринным пером, воткнутым в глиняное тесто.

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это высокие длинноногие фигурки в характерных костюмах: френч в талию, погоны, белая манишка, полосатые или цветные штаны, шляпа с козырьком или полями, необычные сапоги на высоком каблуке, иногда похожие на фантастические туфли.

Все филимоновские игрушки расписаны по белой глине, которая является фоном. Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушек. Он выявляет и подчеркивает пластику, с помощью мазков и пятен фигурки обретают лица и одежду. Открытые, звучащие в полную силу краски создают веселую пестроту, нарядную декоративность игрушек.

Зверей чаще разрисовывают поперечными чередующимися полосами - красными, желтыми, зелеными. Яркими мазками оттеняют руга. На человеческих фигурках кофты окрашены одним тоном - красным, малиновым, фиолетовым, желтым. Большой простор для орнаментации оставляют поверхности передников и юбок. Можно лишь удивляться количеству неповторимых узоров, составленных из крестов, точек, полос, кругов, овалов, треугольников, звезд. Разнообразию их рисунков, размеров, цветовых и композиционных сочетаний.

Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров в полосе. Ширина каждой такой полосы различна, и, кроме того, они отделяются друг от друга цветовыми линиями.

Сам узор, как уже было сказано, составляют круги с отходящими от них лучами, перекрещивающиеся штрихи « елочки», звездочки, треугольники и пр. Все эти фигуры входят в орнамент очень непринужденно, расположены свободно, смело, как бы даже случайно, но в целом они составляют очень изысканные, неповторимые комбинации.

Практическая работа

Процесс лепки петушка.

    Для работы надо взять два глиняных шарика: один (побольше) - для туловища со свистком, другой - для подставки.

    Из первого шарика катаем колбаску, сгибаем ее, лепим голову, клюв, гребешок.

    Свисток лепится так: после того как будет вылеплено туловище, заднюю его часть превращаем в раструб, края которого постепенно сближаем, образуя полый шарик с оттянутым концом.

    Дырочки делаем, когда игрушка полностью готова.

    Туловище устанавливается на ножку - подставку, тщательно приглаживается, и петушок готов.

Для всех филимоновских зверюшек процесс лепки одинаков. Только наличие или отсутствие рогов и их форма позволяют отличить одно животное от другого.


КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Лев из Каргополя.

Еще совсем недавно на Русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревне Гринево жила добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица - игрушечница. Пустела деревня Гринево не оставалось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы старая Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои простоватые на вид массивные фигурки - приземистых мужиков, баб и животных. Лепить и расписывать их простыми узорами разных тонов - желтых, синих, зеленых и розовых, с прибавлением черного и золотистого.

Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря ним живет народная каргопольская игрушка.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят по частям: основа - торс с головой, к торсу присоединяют скатанные калачиком руки, оформляют шляпками и другими деталями. Места соединений сглаживают, и фигурки приобретают монолитность. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Животные часто изображаются со свистком, тогда как фигурки людей этого свистка не имеют.

Изделия просушиваются, через несколько недель обжигаются, а затем расписываются. Мастера используют те краски, которые имеются в наличии: масляные, гуашь. Так же, как и дымковскую, игрушку сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была не яркой, даже блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу - настоящих красок тогда не знали, не имели.

Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую сарину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, прямоугольники, как бы обрезанные с одной стороны, косые кресты, крапинки. Набор красок более ограничен, чем у многоцветной дымковской игрушки: голубая, кирпично-красная, зеленая, черная, охристая, коричневая. Иногда добавляются золотая и серебряная краски. При этом лица и руки игрушек, а иногда и часть фона для орнаментальной росписи белые. Красный цвет глины скрыт. У человечков белые без румянца лица с черными штрихами вместо глаз рта. Применяются два приема:

    сплошная окраска;

    комбинация из пятен в сочетании прямых и волнистых линий;

    сочетание штрихов в виде своеобразного геометрического узора.

Хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый; рядом целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки - утушки, мифическая птица Сирин с женской головой - все это каргопольская игрушка.

Среди них фантастический персонаж - важно стоящий на четырех каннских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек - полуконь, таинственный русский кентавр, а по местному - Полкан.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Процесс лепки Полкана

    Сначала лепят верхнюю часть туловища (торс).

    Плоскую голову на толстой шее.

    Затем туловище коня.

    Торс соединяют с туловищем.

    Прикрепляют руки.

    Головной убор.


АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА.

Село Абашево большое,
И хоть немного здесь садов,
Здесь много делают игрушек
Для разных наших городов

Здесь много разных мастеров
Гончарного изделия
Трудолюбивый был народ,
Он не любил безделья.

Лепил кто дудки, кто горшки.
Лепили всё на все лады,
И были птички, и зверьки
Себе на счастье – без беды!

Интересны и оригинальны игрушки из села Абашево Пензенской области. Эту художественную школу не спутаешь не с какой другой. Абашевские игрушки сдержаны, но при этом чрезвычайно декоративны. Эта декоративности проявляется и в линиях силуэта, и в раскраске глухими (неблестящими) эмалями красно -коричневого цвета, на фоне которых драгоценными украшениями сверкают детали, окрашенные бронзой и алюминием.

Что же это такое – абашевская игрушка? Абашевская игрушка – это свистулька в виде животных, птиц и людей. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами (лапами) или копытами, что дает ощущение устойчивости, монументальности. Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении этой темы необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Программа «Изобразительное искусство» даёт широкие возможности для педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.

Занятия лепкой игрушки по мотивам народных промыслов дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в своих работах рассказать о том, что увидели, пережили, узнали.

Изобразительная деятельность учащихся должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического отношения к действительности.

ЛИТЕРАТУРА:

    Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Современный писатель, 1995.

    Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.

    Бубнова Е.А. Старый русский фаянс- М.: 1973.

    Горичева B.C. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Ярославль,

    Горяева Н.А., ОстровскаяО.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни
    человека. - М.: Просвещение, 2000.

    Гулыга Л. Пестрый хоровод. - М.: Малыш, 1990.

    Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М.: 1981.

    Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Кн. для

учителя.- М.: Просвещение,.

    Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Программа.: Просвещение,2015.

    Каменева Е. Волшебная глина. - М.Малыш, 1983.

    Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1975.

    Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.

    http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=18121

    http://www.ya-zemlyak.ru/nar_prom.asp

    Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства.- М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.

    Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства.- М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Связь времен в народном искусстве.

Художественные промыслы народов России

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Тип урока: Изучение новых знаний

Цели урока:

    создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов;

    Стимулировать уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций;

    Способствовать развитию видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Планируемые результаты:

Предметные

    получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

    аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

    познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

    ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

    самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

    определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

    принимают и сохраняют учебную задачу;

    учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

    проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания»

    выдвигают контраргументы в дискуссии

    делают выводы

Личностные

    Понимают значение знаний для человека;

    осознают свои интересы и цели;

    имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, беседа

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная, игровая, поисковая

Образовательные ресурсы:

Некрасова М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.» М., 1983. – С.34

Дурасов Г.И. «Каргопольская глиняная игрушка» - А, 1986. – с 116 – 120

Оборудование: ПК, уголок релаксации, музыкальный центр, театральные принадлежности.

Наглядно- демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентации «Народные художественные промыслы России» «Маленькие чудеса»; выставка детского творчества; выставка мастера Глинко А.И. г. Симферополь («Глазами маленьких мастеров»)

Основные понятия и термины : декоративно-прикладное творчество, светлота, цветовой фон, насыщенность, древние солярные знаки.

Организационная структура (сценарий)

    Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся.

предлагает игру «Впереди планеты всей»

(обучающимся нужно объединиться в группы и как можно больше вспомнить и назвать пословиц о труде, ремеслах, мастерах. Победителя ждет награда.

    При помощи Интернет-ресурсов отобрать информацию о выдающихся мастерах народного промысла изготовления народной игрушки.

    Вторая группа работает с дополнительной литературой, учебником, справочниками, отбирая необходимый материал к уроку)

Главная задача игры «Впереди планеты всей»: направить усилия знаний и навыков обучающихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.

Меняются эпохи, меняется и язык искусства. Об этих изменениях я и хочу с вами сегодня поговорить.

Обучающиеся слушают учителя, ставят и определяют перед собой целью.

Учитель помогает обучающимся «войти» в образ мастеров народных промыслов, повязав ленту на голове, сопровождая беседой о традициях мастеров перед началом творческой работы.

    Изучение нового материала

(объяснительно – иллюстративный)

Народное творчество в художественной форме отражает мысли и чувства народа, его эстетические устремления. Из века в век, из поколения в поколение передается мастерство народных умельцев. О художественных промыслах можно говорить много, потому что и самих промыслов много, и все они дают образ высокохудожественного мастерства. История игрушки началась с эпохи палеолита, когда в глубочайшей древности только зарождалась человеческая культура. В древности игрушечные предметы были далеки от забавы, они несли глубокий магический смысл, были элементом магических обрядов.

Сегодня мы остановили свое внимание на те средства художественной выразительности, которые используют народные мастера для достижения большей живописности, красочности изделий.

Учитель приглашает всех подойти к, организованной заранее, выставке работ обучающихся старших классов и на примере этих работ, выполненных в соответствии с технологическими требованиями ремесла, проводит экскурсию и знакомит с историей народного промысла, традициями и особенностями мастеров народной игрушки.

Обучающиеся активно дополняют учителя той информацией, которую отобрали самостоятельно, используя ИКТ, доп. Литературу, словари, учебник, медиатеку.

Основная особенность глиняной игрушки – обобщенный и выразительный образ, созданный с помощью простейших приемов лепки, в котором быль и вымысел слиты воедино.

Презентация «Приемы работы и конструкционные особенности изготовления народной игрушки»

(Закрепляем этот материал информацией учебника)

- Дымковская игрушка

Учитель приглашает обучающихся театрализовано, сопровождая фрагментами «Веселая ярмарка», «войти в страну» Дымковской игрушки.

Обучающиеся читают строки из стихотворений.

***

Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша,
Просто чудо-водоноска,
Высока ее прическа,
Губы алы, щечки алы…
И кричат всем зазывалы.

***

Полюбуйтесь на игрушки: Водоноски и зверюшки! Посмотрите, как живой, Есть и конь здесь удалой! Свистят свистульки – утки, Свистит петух – проказник, Не зря веселый праздник.

***

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Самые знаменательные глиняные игрушки, конечно, дымковские. Её все знают и все очень любят. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).

Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Презентация « Жизнь и творческий путь Анны Афанасивны Мерзиной – потомственной мастерицы

Задания для обучающихся, используя метод «Шаг к успеху», дайте ответ на ряд вопросов:

    Какую роль в жизни людей играла народная игрушка?

    Объясните, в чем красота и привлекательность народной игрушки?

    Какой смысл выражают древние образы: конь, птица, баба?

- Филимоновские игрушки

(обучающиеся выступают с музыкальным сопровождением)

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!

Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки –
В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, вам понравятся.

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Обучающийся подходит к карте и показывает место расположения г. Тула (присутствует межпредметная связь)

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местныеглины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Музыкальная пауза (обучающиеся выполняют физ.минутку, используя DVD –записи)

(По желанию обучающиеся выбирают музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотки…Под музыку «Веселые народные мотивы» проводим физ. минутку, с использованием элементов народной пляски (ковырялочка, каблучок, веревочка, барыня)

(Учитель проявляет мотивацию к игре при помощи стихотворного ряда)

Обучающиеся должны быстро сориентироваться и найти на выставке детских работ ответы к этим стихотворениям

Бока крутые, рога золотые, копыта с оборкой, на спине Егорка. Посмотри, как хороша Эта девица – душа: Щечки алые горят, Удивительный наряд. За студеною водицей Вышла красная девица, Как лебедушка плывет, Ведра полные несет.
Презентация «Ярмарка Хлудневской игрушки»
- Гончарный промысел в Хлудневе зародился давно. Трудно сказать, кто первым в деревне стал лепить из глины игрушки: то ли это была свистулька, то ли «сопелка» в виде барашка, то ли петух с большим гребнем… Традиционный промысел своих предков не забывают хлудневские мастерицы и сегодня. Их рисунки многолики по рисунку и композиционно, состоят из нескольких фигур, покрывают их краской не полностью. Они хорошо гармонируют со светлым фоном обожжённой глины. Глаза и губы не рисуют, а лепят. Игрушки гремят и поют. Подсох наряд на хлудневской игрушке – расходится она с Калужской земли.

Каргопольская игрушка

(Учитель мотивирует изучение материала через инсценированние , привлекает обучающихся по желанию. (под музыку ребята исполняют:

А индюк нарядный, Из себя весь ладный! У такого индюка Все расписаны бока. Индя, Индя, Индюшок, Ты похож на сундучок. Нас нарядом удивил, Глянь-ка, крылья распустил! А пушистый его хвост Далеко совсем не прост. Хвост как солнечный цветок, А высокий гребешок Алой краскою горит! Ай да Индя,Индюшок, Алая головушка, Бисером бородушка!

Презентация «Карусель желаний»

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.

(обучающиеся показывают на карте место положения города).

Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Презентация «Жизнь и творчество Ульяны Ивановны Бабкиной»

Задание. При помощи метода «Логическое звено», обучающиеся воспринимают информацию и выполняют задания.

Найти соответствие:

Символика цвета:

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Перед выполнением практического задания обучающиеся внимательно рассматривают знаки орнамента; осваивают принцип их настроения (при помощи учебника и слайдов); обращают внимание на то, как они строят расписной узор на поверхности игрушки, которой гармонично дополняют сплошную окраску отдельных ее частей, как гармонично взаимосвязаны форма и декор.

(Обучающиеся воспринимают уже знакомую информацию о художественных промыслах, сопоставляя их с определенным стилем в изобразительном искусстве и определенной исторической эпохой).

    Творческая практическая деятельность.

А сейчас предлагаю разделиться на команды. Перед вами «Ярморочная карусель», на которой находятся игрушки разного направления. Каждая команда выбирает свою игрушку по выбору своего стиля, создают «Праздник народной игрушки». (идет групповая работа).

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь…)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.

«Конкурс знатоков» (рассчитан на уровень дополнительных знаний обучающихся по теме «декоративно-прикладное искусство»)


5

    Вид народной декоративной росписи на деревянных изделиях: тонкие растительные узоры золотом, черным и красным по золотому или черному фону. Так называется село, где появилась эта роспись.

    Русский народный керамический промысел, роспись – синяя на белом.

    Вид изобразительного искусства. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок, иногда с применением цветовых пятен.

    Вид изобразительного искусства. Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.

    Жанр картины с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

    Изображение внутреннего помещения здания, также жанр изобразительного искусства.

    Итоги урока. Рефлексия. (Дискуссия)

По окончанию работы проводим праздничный вернисаж «Мастер золотые руки».

- Подводим итог, используя метод «Микрофон ». Обучающиеся анализируют удачи и успехи, учатся исправлять ошибки.

Важно, чтобы видели результат труда свих товарищей и могли оценить то, в какой мере каждый смог приблизиться к народной традиции и сохранить при этом свою индивидуальность.

Творческое домашнее задание.

Посетить музей, выставку в своем городе « Народные промыслы России»

Написать сказку, рассказ, стихотворение «карусель моих желаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: