Ледокольный флот рф. Где строят атомные ледоколы

Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

«Сибирь»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.
В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

«Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.
На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

«Арктика»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.
«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

«Россия»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

«Ямал»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.
Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

Пройдемся теперь по внутренним помещениям ледокола,за исключением рубки.
Пост получился большой,громоздкий и представляет собой в большей степени компиляцию всякой информации:-((



Я понимаю,что это все является масштабным повторением огромного количества фотографий людей посетивших на экскурсиях корабль,тем более,что водят по одним и тем же местам.Но мне было интересно самому в этом разобраться.

Это наш гид по атомоходу:

Речь шла о создании такого судна, которое очень долго может плавать без захода в порты за топливом.
Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного горючего - столько, сколько уместится в спичечной коробке. Вот почему атомоход, практически имея неограниченный район плавания, сможет побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Для судна с атомной энергетической установкой дальность расстояния - не препятствие.

Первоначально нас собрали в этом зале для кратенького введения в экскурсию и разделили на две группы.

Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строительству ледоколов. Еще в 1928 г. они капитально отремонтировали "дедушку ледокольного флота" - знаменитый "Ермак".
Строительство ледоколов и ледокольно-транспортных судов на заводе было связано с новым этапом в развитии советского судостроения - применением электросварки вместо клепки. Коллектив завода был одним из инициаторов этого новшества. Новый метод успешно испытали на строительстве ледоколов типа "Седов". Ледоколы "Охотск", "Мурман", "Океан", при постройке которых широко применялась электросварка, показали прекрасные эксплуатационные качества; их корпус оказался более прочным по сравнению с другими судами.

Перед Великой Отечественной войной на заводе построили крупное ледокольно-транспортное судно "Семен Дежнев", которое сразу же после ходовых испытаний направилось в Арктику для вывода зазимовавших там караванов. Вслед за "Семеном Дежневым" было спущено на воду ледокольно-транспортное судно "Леваневский". После войны завод построил еще один ледокол и несколько самоходных паромов ледокольного типа.
Над проектом трудился большой научный коллектив, возглавляемый выдающимся советским физиком академиком А. П. Александровым. Под его руководством работали такие крупные специалисты как И. И. Африкантов, А. И. Брандаус, Г. А. Гладков, Б. Я. Гнесин, В. И. Неганов, Н. С. Хлопкин, А. Н. Стефанович и Другие.

Поднимаемся на этаж выше

Размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м.

Длинные коридоры

Запроектированная мощность турбоэлектрической установки не имеет себе равных. Атомный ледокол по своей мощности в два раза превосходит американский ледокол "Глетчер", считавшийся крупнейшим в мире.
Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности, от которой во многом зависят ледокольные качества судна. Выбранные для атомохода обводы по сравнению с существующими ледоколами позволяют увеличить давление на лед. Кормовая оконечность спроектирована так, что обеспечивает проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда.

Столовая:
А камбуз? Это полностью электрифицированный комбинат со своей хлебопекарней,горячая пища на электрическом лифте подается из кухни в столовые.

В практике наблюдалось, что ледоколы иногда застревали во льдах не только носом или кормой, но и бортами. Чтобы избежать этого, было решено устроить на атомоходе специальные системы балластных цистерн. Если из цистерны одного борта перекачать воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, будет ломать и раздвигать лед бортами. Такая же система цистерн установлена в носу и в корме. А если ледокол не сломает лед с ходу и нос его застрянет? Тогда можно перекачать воду из кормовой дифферентной цистерны в носовую. Давление на лед увеличится, он сломается, и ледокол выйдет из ледового плена.
Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подразделить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола конструкторы обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков.

Коллектив строителей полярного гиганта возглавил талантливый инженер В. И. Червяков.

В июле 1956 г. была заложена первая секция корпуса атомного ледокола.
Для разбивки на плазе теоретического чертежа корпуса требовалась огромная площадь - около 2500 квадратных метров. Вместо этого разбивку произвели на особом щите с помощью специального инструмента. Это позволило сократить площадь для разметки. Затем изготавливались чертежи-шаблоны, которые фотографировались на фотопластинки. Проекционный аппарат, в который помещали негатив, воспроизводил на металле световой контур детали. Фотооптический метод разметки позволил снизить трудоемкость плазовых и разметочных работ на 40%.

Попадаем в машинный отсек

Атомный ледокол как наиболее мощное судно во всем ледокольном флоте предназначен для борьбы со льдами в самых тяжелых условиях; поэтому его корпус должен быть особенно прочным. Высокую прочность корпуса решено было обеспечить применением стали новой марки. Эта сталь обладает повышенной ударной вязкостью. Она хорошо сваривается и имеет большую сопротивляемость распространению трещин при низких температурах.

Конструкция корпуса атомохода, система его набора также отличалась от других ледоколов. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набирались по поперечной системе набора, а верхняя палуба в средней части ледокола - по продольной системе.
Корпус высотой в добрый пятиэтажный дом состоял из секций весом до 75 т. Таких крупных секций насчитывалось около двухсот.

Сборку и сварку таких секций вел участок предварительной сборки корпусного цеха.

Интересно отметить, что на атомоходе имеются две электростанции, способные обеспечить энергией город с 300-тысячным населением. На судне не нужны ни машинисты, ни кочегары: вся работа электростанций автоматизирована.
Следует сказать о новейших электродвигателях гребных винтов. Это- уникальные машины, изготовленные в СССР впервые, специально для атомохода. Цифры говорят за себя: вес среднего двигателя 185 т, мощность почти 20000 л. с. Двигатель пришлось доставить на ледокол в разобранном виде, по частям. Погрузка двигателя на судно представляла большие трудности.

Здесь тоже любят чистоту

С участка предварительной сборки готовые секции поступали прямо на стапель. Сборщики и проверщики без промедления устанавливали их на место.
При изготовлении узлов для первых опытно-штатных секций выяснилось, что стальные листы, из которых они должны быть изготовлены, весят 7 т, а имевшиеся на заготовительном участке подъемные краны обладали грузоподъемностью только до 6 т.
Прессы тоже были недостаточной мощности.

Следует рассказать еще об одном поучительном примере тесного содружества рабочих, инженеров и ученых.
По утвержденной технологии конструкции из нержавеющей стали сваривались вручную. Было проведено более 200 экспериментов; наконец, режимы сварки были отработаны. Пять сварщиков-автоматчиков заменили 20 сварщиков-ручников, которых перевели работать на другие участки.

Был, например, такой случай. Из-за очень больших габаритов нельзя было доставить по железной дороге на завод фор- и ахтерштевень - основные конструкции носа и кормы судна. Массивные, тяжелые, весом 30 и 80 г, - они не помещались ни на каких железнодорожных платформах. Инженеры и рабочие решили изготовить штевни непосредственно на заводе, сварив их отдельные части.

Чтобы представить сложность сборки и сварки монтажных стыков этих штевней, достаточно сказать, что минимальная толщина свариваемых частей достигала 150 мм. Сварка форштевня продолжалась 15 суток в 3 смены.

Пока на стапеле воздвигался корпус, в различных цехах завода изготавливались и монтировались детали, трубопроводы, приборы. Многие из них поступали с других предприятий. Главные турбогенераторы строились на Харьковском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели - на ленинградском заводе "Электросила" имени С. М. Кирова. Такие электродвигатели создавались в СССР впервые.
В цехах Кировского завода собирались паровые турбины.

Использование новых материалов потребовало изменения многих установившихся технологических процессов. На атомоходе монтировались трубопроводы, которые соединялись раньше путем спайки.
В содружестве со специалистами сварочного бюро завода работники монтажного цеха разработали и внедрили электродуговую сварку труб.

Для атомохода потребовалось несколько тысяч труб различной длины и диаметра. Специалисты подсчитали, что если трубы вытянуть в одну линию, их длина составит 75 километров.

Наконец подоспело время завершения стапельных работ.
Перед спуском возникала то одна трудность, то другая.
Так, нелегким делом оказалась установка тяжелого пера руля. Поставить его на место обычным способом не позволяла сложная конструкция кормовой оконечности атомохода. Кроме того, к моменту установки огромной детали верхнюю палубу уже закрыли. В этих условиях рисковать было нельзя. Решили провести "генеральную репетицию" - поставили сначала не настоящий баллер, а его "двойник" - деревянный макет таких же размеров. "Репетиция" удалась, расчеты подтвердились. Вскоре многотонная деталь была быстро заведена на место.

Спуск ледокола на воду был уже не за горами. Большой спусковой вес судна (11 тысяч тонн) затруднял проектирование спускового устройства, хотя специалисты занимались этим устройством почти с момента закладки первых секций на стапеле.

По расчетам проектной организации, для осуществления спуска ледокола "Ленин" на воду требовалось удлинить подводную часть спусковых дорожек и углубить дно за котлованом стапеля.
Группа работников конструкторского бюро завода и корпусного цеха, разработала более совершенное спусковое устройство по сравнению с первоначальным проектом.

Впервые в практике отечественного судостроения было применено сферическое деревянное поворотное устройство и целый ряд других новых конструктивных решений.
Для уменьшения спускового веса, обеспечения большей устойчивости при спуске на воду и торможения судна, сошедшего со стапеля на воду, под корму и нос завели специальные понтоны.
Корпус ледокола был освобожден от строительных лесов. Окруженный портальными кранами, сверкая свежей краской, он был готов отправиться в свой первый короткий путь - на водную гладь Невы.

Идем дальше

Спускаемся

. . . ПЭЖ. Непосвященному человеку эти три буквы ничего не говорят. ПЭЖ - пост энергетики и живучести - мозг управления ледоколом. Отсюда с помощью приборов-автоматов инженеры-операторы - люди новой на флоте профессии - могут на расстоянии управлять работой парогенераторной установки. Отсюда поддерживается необходимый режим работы "сердца" атомохода - реакторов.

Опытные моряки, много лет плавающие на судах различных типов, удивляются: специалисты ПЭЖ поверх обычной морской формы носят белоснежные халаты.

Пост энергетики и живучести, а также ходовая рубка и каюты экипажа расположены в центральной надстройке.

А теперь дальше по истории:

5 декабря 1957 г. С утра непрерывно моросил дождь, временами падал мокрый снег. С залива дул резкий, порывистый ветер. Но люди словно не замечали хмурой ленинградской погоды. Задолго до спуска ледокола площадки вокруг стапеля заполнились людьми. Многие поднялись на строившийся по соседству танкер.

Ровно в полдень атомоход "Ленин" встал на якорь в том самом месте, где в памятную ночь 25 октября 1917 г. стояла "Аврора" - легендарный корабль Октябрьской революции.

Строительство атомохода вступило в новый период -началась его достройка на плаву.

Атомная энергетическая установка - важнейший участок ледокола. Над конструированием реактора трудились виднейшие ученые. Каждый из трех реакторов по своей мощности почти в 3,5 раза превосходит реактор первой в мире атомной электростанции Академии Наук СССР.

ОК-150 «Ленин» (до 1966г.)
Номинальная мощность реактора, ВМт 3х90
Номинальная паро-производительность, т/ч 3х120
Мощность на винтах, л/с 44 000

Компоновка всех установок - блочная. Каждый блок включает в себя реактор водо-водяного типа (т.е. вода является и теплоносителем, и замедлителем нейтронов), четыре циркуляционных насоса и четыре парогенератора, компенсаторы объема, ионообменный фильтр с холодильником и другое оборудование.

Реактор, насосы и парогенераторы имеют отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». Все оборудование расположено вертикально в кессонах бака железоводной защиты и закрыто малогабаритными блоками защиты, что обеспечивает легкую доступность при ремонтных работах.

Ядерный реактор- это техническая установка, в которой осуществляется управляемая цепная реакция деления ядер тяжелых элементов с освобождением ядерной энергии. Реактор состоит из активной зоны и отражателя. Реактор водо-водяного типа - вода в нем является и замедлителем быстрых нейтронов и охлаждающей и теплообменной средой Активная зона содержит ядерное топливо в защитном покрытии (тепловыделяющие элементы - ТВЭЛы) и замедлитель. ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками ТВС.

ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками (ТВС). Активная зона реактора представляет собой совокупность активных частей свежих тепловыделяющих сборок (СТВС), которые в свою очередь состоят из тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ). В реактор помещаются 241 СТВС. Ресурс современной активной зоны (2,1- 2,3 млн. МВт час.) обеспечивает энергетические потребности судна с ЯЭУ в течение 5-6 лет. После того, как энергоресурс активной зоны исчерпан, проводится перезарядка реактора.

Корпус реактора с эллиптическим днищем изготовлен из низколегированной теплостойкой стали с антикоррозийной наплавкой на внутренних поверхностях.

Принцип действия АППУ
Тепловая схема ППУ атомного судна состоит из 4-х контуров.

Через активную зону реактора прокачивается теплоноситель I контура (вода высокой степени очистки). Вода нагревается до 317 градусов, но не превращается в пар, поскольку находится под давлением. Из реактора теплоноситель 1 контура поступает в парогенератор, омывая трубы, внутри которых протекает вода II контура, превращающаяся в перегретый пар. Далее теплоноситель I контура циркуляционным насосом снова подается в реактор.

Из парогенератора перегретый пар (теплоноситель II контура) поступает на главные турбины. Параметры пара перед турбиной: давление - 30 кгс/см2 (2,9 МПа), температура - 300 °С. Затем пар конденсируется, вода проходит систему ионообменной очистки и снова поступает в парогенератор.

III контур предназначен для охлаждения оборудования АППУ, в качестве теплоносителя используется вода высокой чистоты (дистиллят). Теплоноситель III контура имеет незначительную радиоактивность.

IV контур служит для охлаждения воды в системе III контура, в качестве теплоносителя используется морская вода. Также IV контур используется для охлаждения пара II контура при разводке и расхолаживании установки.

АППУ выполнена и размещена на судне таким образом, чтобы обеспечить защиту экипажа и населения от облучения, а окружающую среду - от загрязнения радиоактивными веществами в пределах допустимых безопасных норм как при нормальной эксплуатации, так и при авариях установки и судна за счет. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ созданы четыре защитных барьера между ядерным топливом и окружающей средой:

первый - оболочки топливных элементов активной зоны реактора;

второй - прочные стенки оборудования и трубопроводов первого контура;

третий - защитная оболочка реакторной установки;

четвертый - защитное ограждение, границами которого являются продольные и поперечные переборки, второе дно и настил верхней палубы в районе реакторного отсека.

Каждый хотел почуствовать себя немножко героем:-)))

В 1966 году было установлено два ок-900 вместо трех ок-150

ОК-900 “Ленин”
Номинальная мощность реактора, ВМт 2x159
Номинальная паро-производительность, т/ч 2x220
Мощность на винтах, л/с 44000

Помещение перед реакторным отсеком

Окна в реакторный отсек

В феврале 1965 г. произошла авария во время плановых ремонтных работ на реакторе №2 атомного ледокола "Ленин". В результате ошибки операторов активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение примерно 60% тепловыделяющих сборок.

При поканальной перегрузке удалось выгрузить из активной зоны лишь 94 из них, остальные 125 оказались неизвлекаемыми. Эта часть была выгружена вместе с экранной сборкой и помещена в специальный контейнер, который был заполнен твердеющей смесью на основе футурола и затем хранился в береговых условиях около 2 лет.

В августе 1967 г. реакторный отсек с ядерной энергетической установкой ОК-150 и собственными герметичными переборками был затоплен непосредственно с борта ледокола "Ленин" через днище в мелководном заливе Цивольки в северной части архипелага Новая Земля на глубине 40-50 м.

Перед затоплением из реакторов было выгружено ядерное топливо, а их первые контуры промыты, осушены и герметизированы. По данным ЦКБ "Айсберг", реакторы перед затоплением были заполнены твердеющей смесью на основе футурола.

Контейнер со 125 отработавшими тепловыделяющими сборками, заполненный футуролом, был перенесен с берега, размещен внутри специального понтона и затоплен. К моменту аварии судовая ядерная энергетическая установка проработала около 25.000 часов.

После этого ок-150 и были заменены на ок-900
Еще раз о принципах работы:
Как действует атомная энергетическая установка ледокола?
В реакторе в особом порядке помещаются стержни урана. Система урановых стержней пронизывается роем нейтронов, своего рода "запалов", вызывающих распад атомов урана с выделением огромного количества тепловой энергии. Стремительное движение нейтронов укрощается замедлителем. Мириады управляемых атомных взрывов, вызванных потоком нейтронов, происходят в толще урановых стержней. В результате образуется так называемая цепная реакция.
Чб фотографии не мои

Особенность атомных реакторов ледокола состоит в том, что в качестве замедлителя нейтронов применен не графит, как на первой советской атомной электростанции, а дистиллированная вода. Урановые стержни, помещенные в реактор, окружены чистейшей водой (дважды дистиллированной). Если ею наполнить до горлышка бутылку, то абсолютно нельзя будет заметить, налита в бутылку вода или нет: настолько прозрачна вода!
В реакторе вода нагревается выше температуры плавления свинца - более 300 градусов. Вода при этой температуре не закипает потому, что находится под давлением в 100 атмосфер.

Вода, находящаяся в реакторе, радиоактивна. С помощью насосов ее прогоняют через специальный аппарат-парогенератор, где она своим теплом превращает в пар уже нерадиоактивную воду. Пар поступает в турбину, вращающую генератор постоянного тока. Генератор питает током гребные электродвигатели. Отработавший пар направляется в конденсатор, где снова превращается в воду, которая насосом опять нагнетается в парогенератор. Таким образом,в системе сложнейших механизмов происходит своеобразный круговорот воды.
Ч-б фотографии взяты мною из интернета

Реакторы установлены в специальные металлические барабаны, вваренные в бак из нержавеющей стали. Сверху реакторы закрыты крышками, под которыми расположены различные приспособления для автоматического подъема и перемещения урановых стержней. Всю работу реактора контролируют приборы, а при необходимости в действие вступают "механические руки"-манипуляторы, которыми можно управлять издали, находясь за пределами отсека.

В любое время реактор можно осмотреть с помощью телевизора.
Все, что представляет опасность своей радиоактивностью, тщательно изолировано и расположено в специальном отсеке.
Система дренажей отводит опасные жидкости в особую цистерну. Имеется также система и для улавливания воздуха со следами радиоактивности. Воздушный поток из центрального отсека выбрасывается через грот-мачту на высоту 20 м.
Во всех уголках судна можно увидеть специальные приборы-дозиметры, готовые в любой момент известить о повышенной радиоактивности. Кроме того, каждый член экипажа снабжен индивидуальным дозиметром карманного типа. Безопасная эксплуатация ледокола обеспечена полностью.
Конструкторы атомохода предусмотрели всевозможные случайности. Если выйдет из строя один реактор, то его заменит другой. Одну и ту же работу на судне могут выполнить несколько групп одинаковых механизмов.
Таков основной принцип работы всей системы атомной энергетической установки.
В отсеке, где помещаются реакторы, имеется огромное количество труб сложных конфигураций и больших размеров. Трубы необходимо было соединять не как обычно, при помощи фланцев, а сваривать встык с точностью до одного миллиметра.

Одновременно с монтажом атомных реакторов быстрым темпом устанавливались главные механизмы машинного отделения. Здесь монтировались паровые турбины, вращающие генераторы,
на ледоколе; только одних электродвигателей различной мощности на атомоходе более пятисот!

Коридор перед медпунктом

Пока шел монтаж энергетических систем, инженеры работали над тем, как лучше и быстрее смонтировать и ввести в строй систему управления судовыми механизмами.
Все управление сложным хозяйством ледокола осуществляется автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда капитан может изменить режим работы гребных двигателей.

Собственно медпункт:Медицинские кабинеты - терапевтический, зубоврачебный рентгеновский, физиотерапевтический, операционная? процедур: юя а также лаборатория и аптека - оборудованы новейшей лечебно-профилактической аппаратурой.

Работы, связанные со сборкой и установкой надстройки судна, Предстояла нелегкая задача: собрать огромную надстройку, весившую около 750 т. В цехе были построены для ледокола также катер с водометным движителем, грот- и фокмачты.
Собранные в цехе четыре блока надстройки были доставлены на ледокол и здесь установлены плавучим краном.

На ледоколе предстояло выполнить огромный объем изоляционных работ. Площадь изоляции составляла около 30000 м2. Для изоляции помещений применялись новые материалы. Ежемесячно предъявлялось для приемки по 100-120 помещений.

Швартовные испытания - третий по счету (после стапельного периода и достройки на плаву) этап сооружения каждого судна.

До запуска парогенераторной установки ледокола пар должен был подаваться с берега. Устройство паропровода осложнялось отсутствием специальных гибких шлангов большого сечения. Применить паропровод из обычных металлических труб, намертво закрепленных, не представлялось возможным. Тогда по предложению группы новаторов применили особое шарнирное устройство, обеспечивавшее надежную подачу пара по паро-проводу на борт атомохода.

Первыми были запущены и испытаны пожарные электронасосы, а потом и вся пожарная система. Затем, начались испытания вспомогательной котельной установки.
Двигатель заработал. Дрогнули стрелки приборов. Минута, пять, десять. . . Двигатель работает отлично! А через некоторое время монтажники приступили к регулировке приборов, контролирующих температуру воды и масла.

При испытании вспомогательных турбогенераторов и дизель-генераторов понадобились специальные устройства, позволяющие загружать два параллельно работающих турбогенератора.
Как же проходило испытание турбогенераторов?
Основная трудность заключалась в том, что регуляторы напряжения в ходе работы потребовалось заменить новыми, более совершенными, обеспечивающими автоматическое поддерживание напряжения даже в условиях большой перегрузки.
Швартовные испытания продолжались. В январе 1959 г. турбогенераторы со всеми обслуживающими их механизмами и автоматами были налажены и проверены. Одновременно с испытанием вспомогательных турбогенераторов прошли испытания электронасосов, вентиляционной системы и другого оборудования.
Пока испытывались механизмы, полным ходом проводились и другие работы.

Успешно выполняя свои обязательства, адмиралтейцы в апреле закончили испытания всех главных турбогенераторов и гребных электродвигателей. Результаты испытаний оказались отличными. Подтвердились все расчетные данные, сделанные учеными, конструкторами, проектировщиками. Первый этап испытаний атомохода был закончен. И закончен Успешно!

В апреле 1959 г.
В дело вступили монтажники трюмного отделения.

Первенец советского атомного флота ледокол "Ленин" -судно, прекрасно оборудованное всеми средствами современной радиосвязи, локационными установками, новейшим навигационным оборудованием. На ледоколе установлены два радиолокатора - ближнего и дальнего действия. Первый предназначен для решения оперативных навигационных задач, второй - для наблюдения за окружающей обстановкой и вертолетом. Кроме того, он должен дублировать локатор ближнего действия в условиях снегопада или дождя.

Аппаратура, размещенная в носовой и кормовой радиорубках, обеспечит надежную связь с берегом, с другими судами и с самолетами. Внутрисудовая связь осуществляется автоматической телефонной станцией на 100 номеров, отдельными телефонами в различных помещениях, а также мощной общесудовой радиотрансляционной сетью.
Работы по монтажу и регулировке средств связи вели специальные бригады монтажников.
Ответственную работу провели электромонтажники по вводу в действие электрорадиоаппаратуры и различных приборов в ходовой рубке.

Атомоход сможет долго плавать без захода в порты. Значит очень важно, где и как будет жить экипаж. Вот почему при создании проекта ледокола особое внимание было уделено жилищно-бытовым условиям команды.

Далее жилые комнаты

. .. Длинные светлые коридоры. Вдоль них расположены матросские каюты, в основном, одноместные, реже - на двух человек. Днем одно из спальных мест убирается в нишу, другое превращается в диван. В каюте, против дивана, - письменный стол и вращающееся кресло. Над столом - часы и полка для книг. Рядом - шкафы для одежды и личных вещей.
В небольшом входном тамбуре находится еще один шкаф - специально для верхней одежды. Над небольшим фаянсовым умывальником укреплено зеркало. Горячая и холодная вода в кранах - круглые сутки. Словом, уютная современная малогабаритная квартира.

Во всех помещениях люминесцентное освещение. Электропроводка скрыта под зашивкой, ее не видно. Стеклянные экраны молочного цвета закрывают лампы дневного света от резких прямых лучей. У каждого спального места небольшой светильник, дающий мягкий розовый свет. После трудового дня, придя к себе в уютную каюту, моряк сможет прекрасно отдохнуть, почитать, послушать радио, музыку...

Есть на ледоколе и бытовые мастерские -сапожная и портновская; имеются парикмахерская, механическая прачечная бани душевые.
Возвращаемся к центральной лестнице

Поднимаемся к каюте капитана

Более полутора тысяч шкафов, кресел, диванов, полочек заняли свои места в каютах и служебных помещениях. Правда, все это изготовляли не только деревообделочники Адмиралтейского завода, но и рабочие мебельной фабрики № 3, завода имени А. Жданова, фабрики "Интурист". Адмиралтейцы же сделали 60 отдельных гарнитуров мебели, а также различные платяные шкафы, койки, столы, подвесные шкафчики и тумбочки - красивую добротную мебель.

Как известно, Россия - это единственная страна в мире, обладающая гражданским атомным флотом. Другие страны вроде и пытались, но так и не смогли у себя довести до ума своё атомное судостроение. Наши ледоколы бороздят бескрайние просторы Арктики уже больше, чем полвека и успешно обеспечивают надёжную и безопасную проводку транспортных судов на всех участках Северного Морского пути. Актуальность строительства новых ледоколов не вызывает сомнения, сейчас на наших глазах в тех широтах реализуются уникальные проекты, аналогов которым в мире просто нет и у них как раз большая надежда на наши ледоколы. Все наши ледоколы были построены на легендарном Балтийском заводе (да, ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» были построены в Финляндии, но доводили их до ума всё равно в Санкт-Петербурге). Именно с его стапелей сошли такие знаменитые корабли, как атомный крейсер «Петр Великий», не имеющий аналогов в мире, атомный ледокол «Арктика», первым достигнувший Северного полюса, флагман советской Службы космических исследований научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» и другие. За всё своё время он уже успел построить около 600 различных кораблей и судов. Вот и сейчас наш герой строит сразу три суперсовременных ледокола нового поколения, как у них это получается я и покажу сегодня.


Балтийский завод был основан в 26 мая (13 мая по ст. стилю) 1856 году петербургским купцом 1-й гильдии Матвеем Карром и инженером-механиком императорской яхты «Невка» Марком Макферсоном, подданным Великобритании. Назвали его тогда не очень оригинально, просто Завод Карра и Макферсона. Вначале предприятие производило паровые машины для кораблей, а потом, собственно, начала и строить первые металлические корабли. Уже в 1861 году был спущен на воду первый русский железный военный корабль - броненосная канонерская лодка «Опыт», в 1866 году - была построена первая отечественная подводная лодка с механическим двигателем, а 1867 году был спущен на воду броненосный корабль «Адмирал Лазарев» - первый российский металлический корабль водоизмещением более 1 500 тонн. В итоге за незначительное время они своими стараниями превращаются в одно из ведущих предприятий отрасли и даже их включают в систему морского ведомства, а это значит появляются значительные государственные заказы. В начале XX века на Балтийском заводе была построена первая боевая подводная лодка с двигателем внутреннего сгорания - «Дельфин». К этому моменту завод уже имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Тогда во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. В 1893 году завод переходит в государственную собственность и заказы Морского министерства только растут.

В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с. Между прочим, именно Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы). А Подводные лодки типа «Барс», «Морж» ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов.

В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.

После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда. Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).

И наконец, мы подошли к нашей истории. С 1974 года Балтийский завод активно подсел на тему строительства атомных ледоколов, каждый из которых стал легендарным. Так Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол «Россия», который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 2007 году завершено строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Этот атомоход пока, самый большой в мире ледокол, его водоизмещение составляет 20 тысяч тонн, а конструкция насчитывает 14 палуб. В 80-е годы прошлого столетия предприятие также освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.

Первым же советским атомным ледоколом был «Ленин». Он был введен в эксплуатацию в 1959 году. Именно это надводное судно было первое в мире с атомной энергетической установкой, по мощности среди ледоколов всего мира, равных ему просто не было. А его успешная эксплуатация позволила поднять голову новой отрасли - гражданскому атомному судостроению. В качестве энергоисточника на нём была принята атомная паропроизводящая установка АППУ ОК-150. Это реакторная установка (РУ) с петлевой компоновкой, т.е. основное оборудование контура располагалось в отдельных корпусах, соединённых между собой трубопроводами. В 1970 году на ледокол была установлена АППУ ОК-900 нового поколения блочного типа, т.е. реактор, насосы и парогенераторы имели отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». За время эксплуатации, а/л «Ленин», продолжавшейся вплоть до 1989 года, ледоколом было проведено во льдах 3 700 судов. Между прочим, этот ледокол до сих пор в строю, правда, в качестве музея и находится он в Мурманске. Я уже подробно рассказывал об этом музее, кто не видел, прошу:

Интересные факты про наши атомные ледоколы:

Атомный ледокол "Ленин" (проект "Ленин"-92, введен в строй в 1959 году). Первый в мире атомный ледокол. В июне 1971 года первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли.

Атомный ледокол "Арктика" (проект "Арктика"-1052-1, введен в строй в 1975 году). Стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса в 1977 году.

Атомный ледокол "Сибирь" (проект "Арктика"-1052-2, введен в строй в 1978 году). Впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск-Дудинка весной 1978 года.

Атомный ледокол "Россия" (проект "Арктика"-10521-1, введен в строй в 1985 году). Впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс в 1990 году.

Атомный ледокол "Советский Союз" (проект "Арктика"-10521-2, введен в строй в 1989 году). Он спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль.

Атомный ледокол "Таймыр" (проект "Таймыр"-10580-1, введен в строй в 1989 году). Его фишка, что у него уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.

Атомный ледокол "Вайгач" (проект "Таймыр"-10582-2, введен в строй в 1989 году). Его фишка, что у него уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.

Атомный ледокол "Ямал" (проект "Арктика"-10521-3, введен в строй в 1992 году). В 2000 году совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячилетия.

Атомный ледокол "50 лет Победы" (проект "Арктика"-10521-4, введен в строй в 2007 году). На данный момент крупнейший в мире атомный ледокол.

А ещё есть Атомный лихтеровоз-контенеровоз "Севморпуть" (проект 10081, введен в строй в 1988 году). Единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой.

Сегодня «Балтийский завод» - это одно из крупнейших предприятий судостроительной отрасли России. Кроме строительства атомных ледоколов, завод также специализируется на строительстве военных кораблей и крупнотоннажных коммерческих судов, а также выпускает широкий спектр различного машиностроительного оборудования (парогенераторы, теплообменные аппараты, утилизационные и водогрейные котлы, котлоагрегаты) для кораблей и не только. С 2011 года завод входит в состав холдинговой компании «Объединенная судостроительная корпорация».

Балтийский завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Большая Нева. Предприятие занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров. Для строительства судов предприятие располагает тремя построечными местами - двумя стапелями и крытым эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной сложности.

Строительства совершенно любого корабля на Балтийском заводе начинается с обработки металлопроката и изготовления деталей. Это всё происходит в корпусообрабатывающем цехе. Мощности Корпусообрабатывающего цеха позволяют обрабатывать до 60 тыс. тонн металла в год.

В Корпусообрабатывающем цехе поступившие на завод металлические листы режут, наводят блеск и красоту и потом отправляют в самый большой на заводе сборочно-сварочный цех.

Сборочно-сварочный цех разделён на 4 пролёта, в которых проходит изготовление набора, плоскостных секций, изготовления фундаментов и донно-бортовых секций. Также там установлена автоматизированная линия плоских секций производства фирмы Pema (Финляндия). После того, как узлы секций собрали и сварили, их покрывают грунтом, красят и отправляют на окончательную сборку на стапель, где и происходит формирование корпуса корабля.

Перед нами Достроечная набережная Балтийского завода, которая оборудована тремя портальными кранами грузоподъемностью 50 тонн. Для установки блоков надстроек на плаву используется плавкран "Демаг" г/п 350 т. с высотой выбора до 50 м. Длина глубоководной части набережной составляет около 900 метров, глубина у берега - 10 метров. Длина мелководной части - 350 м., глубина у берега - 5 метров. Сейчас здесь трудятся над Головным атомным ледоколом "Арктика".

Новый Головной ледокол «Арктика», который сейчас строится на Балтийском заводе, решили назвать в честь первого ледокола-покорителя Северного полюса, чтоб славная традиция нашего атомного флота продолжалась, ведь не секрет, что более двадцати лет наша страна не строила суда подобного типа. И вот мы наконец подняли голову, ледоколы нового типа (а по этому проекту 22220 (ЛК-60Я) строятся ещё «Сибирь» и «Урал») будут самыми большими и мощными в мире, наверное, такую гигантоманию одобрить можно и нужно, Россия, вперёд! Эти ледоколы строятся по заказу «Госкорпорации «Росатом».

17. Новая же "Арктика" будет выглядеть как-то так.

Основные характеристики нашего «малыша»: длина - 173,3 м (160 м по КВЛ), ширина - 34 м (33 м по КВЛ), высота - 15,2 м, а с надстройкой целых 54 метра (это примерно 18-этажный дом). Осадка максимальная - 10,5 м / минимальная - 8,65 м. Планируется, что ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров. Скорость хода - 22 узла (по чистой воде). Полное водоизмещение - 33 540 тонн. Мощность корабля составляет 60 МВт (на валах). А служить людям он готов не менее 40 лет. Экипаж универсального атомного ледокола - 75 человек.

Главная же особенность новых ледоколов, даже не в их силе, а в универсальности. Ведь они имеют двухосадочную конструкцию, а это значит могут ходить, как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Эти ледоколы будут работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

Каждый ледокол будет оснащен новейшими реакторными установками РИТМ-200, которые включает в себя два парогенерирующих блока тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Причём на ледоколах прошлого поколения, подобные установки были с выделенными насосами и парогенераторами, то в новом варианте они вмонтированы в единый корпус, что и удобней (меньше места нужно для их установки) и безопасней, а ещё и почти в два раза легче предыдущих. Более подробно, что из себя представляет РУ РИТМ-200 и, как её производят можно почитать у меня: и . С такой ядерной начинкой наши ледоколы могут работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.

23. На ледоколе, как мы видим, уже установлены паротурбинные установки.

Между прочим, чтоб воплотить идею РУ РИТМ-200 в жизнь, конструкторы совершили 7 новых изобретений, которые воплотились в 96 секретов производства (ноу-хау), были апробированы 4 полезные модели и 21 программа для ЭВМ. Для того, чтобы её построить нужно было реализовать 682 производственные операции, также были проведены множество контролирующих качество операций (только количество ключевых точек контроля качества - 72), а также были проведены гидроиспытания под давлением 270 атмосфер, как на глубине 2700 метров. В итоге всё получилось. Основные её характеристики: габариты ПГБ - 3,5 х 4,5 х 11,6 м, а масса интегрированного корпуса ПГБ - 146 тонн. Масса же всей реакторной установки «РИТМ-200» в пределах защитной оболочки составляет 2200 тонн. Срок её службы - 40 лет, плюс при желании можно и продлить. Сам корпус реактор защищён специальной защитой из бетона, стали и воды, что делает его функционирование абсолютно безопасным, как для человека, так и всей окружающей среды. Росатом в этом деле просто помешан на безопасности.

27. Приятно было видеть, что и пермяки строят этот чюдо-корабль.

Новые ледоколы не только самые безопасные в мире, они, например, легко выдержат любой удар, но и смело можно заявить, что они самые экологичные корабли в мире. Так на борту будут даже установлены специальные установки по сжиганию бытовых отходов и очистке сточных вод. Всё это позволит с легкостью утилизировать все отходы, которые образовались при работе судна.

31. Поднявшись на самый верх ледокола, открываются потрясающие виды на город. Кстати, напротив ещё одно судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи».

34. А вот и строится первый серийный ледокол "Сибирь"

А это уже тот самый советский атомный ледокол «Сибирь», который был построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе и принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. Он является третьим в мире ледоколом с ядерным энергоблоком, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим Северного полюса Земли. В настоящий момент находится на утилизации. 13 ноября 2016 года «Сибирь» был отбуксирован на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области для работ по демонтажу реакторной установки. «Сибирь» стала первым атомным ледоколом, отправленным на утилизацию. Демонтаж реакторов и другого радиационно-опасного оборудования начался в декабре того же года, параллельно осуществляется формирование блок-упаковки и ее размещение в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в Сайда-губе Мурманской области.

Головной атомоход «Арктика» (заводской № 05706) был заложен на стапеле «А» Балтийского завода 5 ноября 2013 года, а спущен на воду 16 июня 2016 года.

Первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь» (заводской № 05707) был здесь заложен 26 мая 2015 года и совсем недавно, 22 сентября 2017 года его также спустили на воду.

Второй серийный ледокол проекта 22220 «Урал» (заводской № 05708) был здесь заложен 25 июля 2015 года, ждёмс когда и его спустят на воду.

38. Не удержались и покорили мы "Сибирь".

И совсем эксклюзив, атомный ледокол "Урал" практически в начальной стадии строительства. Между прочим, если ледоколы "Арктика" и "Сибирь" бороздили по водам и помогали корабликам победить лед, то "Урал" в этой теме новичок, так как ледоколов с таким именем ещё не было.

44. Атомный ледокол «Урал» сейчас находится на стапеле «А». Между прочим, это самый большой в России стапель. Его длина 350 метров, что позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 000 тонн.

46. Сейчас на заводе работают около 4 000 человек.

Для осуществления приспуска корпусов судов стапели оборудованы спуcковыми лебедками с тяговым усилием 20 тонн. Рядом со стапелями расположены предстапельные площадки: у стапеля "А" - площадка для сборки блоков надстроек и сварки поковок и отливок, а у стапеля "В" - площадка для сборки и сварки секций надстроек, оборудованная двумя передвижными шатрами габаритами 16*20м. и козловым краном г\п 32 тонн.

48. И все таки здорово, что наша страна такое удовольствие может себе позволит, практически одновременно строит три самых современных атомных ледокола в мире. Дмитрий dmitry_v_ch_l что скажете, классные ледоколы строим?

50. Большое спасибо пресс-службам

Москва, 26 октября - "Вести.Экономика". Ледоколы играют огромное значение в освоении Арктики. Атомные ледоколы - настоящая гордость российского флота, так как только наша страна владеет такими машинами.

Сегодня мы расскажем о самых больших ледоколах в мире

1. "Севморпуть"

Длина : 260 м

"Севморпуть" - советское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40.

Одно и крупнейшее из всего четырех когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.

Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Назван в честь Северного морского пути, для которого он и строился.

Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток и Владивосток - КНДР.

В отличие от ледоколов класса Арктика, судно способно работать и в теплых водах.

Затем оно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск - Дудинка - Мурманск.

2. "Сибирь" и "Арктика"

Длина : 173,3 м

22 сентября 2017 г. "Балтийский завод - судостроение" (БЗС, входит в "Объединенную судостроительную корпорацию") спустил на воду ледокол "Сибирь". Это первый серийный атомный ледокол проекта 22220 мощностью 60 МВт.

Отмечается, что осенью 2020 г. ледокол передадут заказчику.

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика" между ФГУП "Атомфлот" и БЗС подписан в августе 2012 г. Стоимость контракта составляет 37 млрд руб.

Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 - "Сибирь" и "Урал" - заключен между БЗС и "Росатомом" в мае 2014 г., стоимость контракта составила 84,4 млрд руб.

Длина ледоколов проекта 22220, которые строят для "Атомфлота", составляет 173,3 м, ширина - 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка - 8,55 м, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн.

Ледоколы имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, разработанной для этого судна. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Сдача головного ("Арктика") и первого и второго ("Сибирь" и "Урал") серийных ледоколов намечена на июнь 2019 г., ноябрь 2020 г. и ноябрь 2021 г. соответственно.

3. "50 лет Победы"

Длина : 159,6 м

"50 лет Победы" - атомный ледокол проекта 10521. Был заложен 4 октября 1989 г. под именем "Урал" и спущен на воду 29 декабря 1993 г.

Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств.

В 2003 г. строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 г. ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели.

Флаг поднят 23 марта 2007 г., и 11 апреля ледокол пришел в постоянный порт приписки Мурманск.

30 июля 2013 г. ледокол достиг Северного полюса (это было сотое посещение полюса надводным судном).

4. "Таймыр"

Длина : 151,8 м

"Таймыр" - атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. Назван в честь ледокольного парохода начала XX века "Таймыр".

Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 г.

Эта установка развивает мощность в 50 тыс. л. с. и позволяет ледоколу идти через лед толщиной 2 м.

При толщине льда в 1,77 м скорость ледокола составляет 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.

5. "Вайгач"

Длина : 151,8 м

"Вайгач" - мелкосидящий атомный ледокол проекта "Таймыр" (проект 10580).

Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек. Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века "Вайгач".

Главные двигатели ледокола развивают мощность в 50 тыс. л. с. и позволяют ледоколу следовать через лед толщиной 1,77 м со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.

6. "Ямал"

Длина : 150 м

"Ямал" - советский атомный ледокол класса "Арктика".

Ледокол был заложен 31 октября 1986 г., спущен на воду 4 октября 1989 г. Первоначальное название - "Октябрьская Революция", в 1992 г. переименован в "Ямал". Введен в строй 27 октября 1992 г.

В 2000 г. ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. "Ямал" - седьмой корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

7. Healy

Длина : 128 м

Healy является исследовательским ледоколом береговой охраны США.

Судно было построен на независимой судостроительной компании Avondale Shipyard, верфь которой расположена на западном берегу реки Миссисипи приблизительно в 20 милях вверх по течению от Нового Орлеана, штат Луизиана рядом c Эвондейл, штат Луизиана.

Судно названо в честь Майкла Августина Хили, капитана береговой охраны США.

Ледокол был заложен 16 сентября 1996 г. Спущен на воду 15 ноября 1997 г., в результате которого 20 человек получили ранения из-за образовавшейся волны.

8. Polar Sea

Длина : 122 м

Ледокол Polar Sea был построен в 1977 г.

По словам американских экспертов, Polar Star не может выполнять миссии в Арктике: он на пять лет зафрахтован National Science Foundation США для расчистки пролива Макмердо в Антарктике.

9. Louis S. St-Laurent

Длина : 120 м

Судно CCGS Louis S. St-Laurent названо в честь двенадцатого премьер-министра Канады и относится к классу тяжелых арктических ледоколов.

Также является флагманом Береговой охраны Канады и крупнейшим ледоколом Канады.

Порт приписки St John"s, Ньюфаундленд.

Ледокол построен в 1969 г. на верфях компании Canadian Vickers Ltd в Квебеке.

После обширной эксплуатации судно подверглось дорогостоящей модернизации на верфи Halifax Shipyard Ltd в Галифаксе в период с 1988 по 1993 гг., после чего получило удлиненный корпус, новую силовую установку и новейшее навигационное оборудование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: