Как организовать бизнес по приему платежей. Прием «мобильных» платежей


Если вы загорелись идеей начать свой собственный бизнес и не знаете, что попробовать, как организовать и где найти больше всего плюсов, то можно попробовать свои силы в бизнесе платежных терминалов, которые вы можете приобрести у компании «Сенсорные технологии». Несмотря на то, что на терминалы стали устанавливать так называемые фискальные регистраторы, которые способны фиксировать абсолютно каждый платеж на специально предназначенную для этого ленту, что, конечно, повысило стоимость этих устройств и уменьшило количество желающих заняться таким видом деятельности, во многих районах, бизнес, построенный на использовании платежных терминалов как средства получения прибыли, остается достаточно востребованным.

Какой платежный терминал купить, и где это можно сделать?

Сегодня терминальный бизнес активно развивается в регионах, и это понятно: ведь размер первональных инвестиций начинается с 400 000 рублей, а конкуренция в регионах пока недостаточно сильна, в отличие от Москвы. При этом сами терминалы, программное обеспечение и платежные системы постоянно совершенствуются, и конкурируя друг с другом, они создают благоприятные условия для будущих клиентов – потребителей терминального оборудования.

Как открыть пункт приема платежей

Бизнес по приему платежей может быть весьма прибыльным вложением средств для начинающих предпринимателей. Чтобы организовать данную деятельность, не требуется больших капиталовложений, а организация достаточно проста. «Центробанк» свободно разрешает индивидуальным предпринимателям осуществлять платежи при помощи платежных терминалов.

Законодательством не установлено практически никаких ограничений при организации подобного дела.

Как открыть бизнес — Платежные терминалы?

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день электронные платежи достаточно прочно укоренились в нашей жизни. Люди привыкли использовать платежные терминалы, чтобы экономить свое время и не стоять в бесконечных очередях, так как с их помощью можно без труда оплатить мобильную связь, коммунальные услуги, внести абонентскую плату за услуги Интернет-провайдера и многое другое.

Вообще, подобный бизнес, основанный на терминалах оплаты, является достаточно прибыльным.

Начать бизнес платежных терминалов

Предупреждение. этот бизнес может оказаться не таким радужным, как многие его себе представляют: поставил терминал и только успевай доставать из него деньги.

Если вы хотите сделать «бизнес» на одном платежном терминале, то лучше забыть об этом бизнесе.

Если всерьез задумались о расстановке сети платежных терминалов, то начинать надо с минимум 5 штук.

Потому что один терминал как правило, ставят в неудачное место.

Новый закон убьет бизнес платежных терминалов в России

В Госдуму внесен законопроект, ограничивающий до 1% комиссию при приеме большинства платежей за услуги. В случае его принятия сети платежных терминалов окажутся на грани закрытия Законодательное собрание Приморского края внесло в Госдуму законопроект об изменениях в закон
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
. В проекте предлагается ввести норму о том, что размер комиссии, взимаемой с физического лица при платежах в размере до 1 тыс.

Бизнес план компании по приему платежей

«За всё надо платить».

Это мудрое изречение мучает обычных граждан и звучит сладкой музыкой для тех, кто решил расширить свой розничный бизнес, организовав прием платежей за коммунальные услуги, свет и связь. С каждой операции по приему платежей можно класть в карман от 0,5 до 10%, а главное, никаких лицензий и сертификатов.

Красота! Конечно, язык не поворачивается назвать этот бизнес самостоятельным, основным.

Как открыть прием платежей без терминала

ИП планирует установить платежные терминалы для приема оплаты за товар в киоске (розничная торговля, ЕНВД) и в офисе (оптовая торговля, УСН). Нужно ли регистрировать платежные терминалы в ИФНС?

Денежные средства будут поступать на расчетный счет или ИП нужно будет открывать пластиковую карту на свое имя? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Обязательной регистрации подлежит только контрольно-кассовая техника (ККТ).

Прием платежей в интернет-магазине

Большинство покупателей предпочитают оплачивать товары из интернет-магазинов наличными при получении.

Таких клиентов будет минимум 65%.

Связано это с общим недоверием к онлайн-платежам, недоверием к конкретному магазину при предоплате, нежеланием оставлять данные своей банковской карты. Согласно проведенному исследованию ЯндексМаркет и компании GFK, главный барьер, из-за которого россияне отказываются от покупки в интернет-магазине - это именно предоплата.

Дата публикации: 17.01.2014 15:03 (архив)

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи , если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи , а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

…С чего начинать

– Самое главное в бизнесе по приему платежей от населения – установить терминал в проходном месте, – говорит Вадим Лейбин, генеральный директор компании «Международная корпорация беспроводных систем» (производит терминалы для приема платежей).

У каждого из , занимающихся приемом платежей за услуги через терминалы, есть собственный комплект мотиваций для арендодателей – сетей супермаркетов, торговых центров, вузов, метрополитена. Стандартный набор выгод для арендодателя выглядит так: предоставление посетителям супермаркета и торгового центра дополнительного сервиса, как следствие – привлечение новых клиентов, и, разумеется, сама арендная плата за 1 кв. м. площади – именно столько необходимо для установки одного терминала, а иногда и двух (габариты терминала зависят от дизайна).

Иногда арендодатель может отказать в сдаче заветного квадратного метра, сославшись, к примеру, на то, что в торговом центре уже работает точка сотового оператора, который принимает платежи.

– Любые спорные вопросы можно решить в процессе переговоров, – уверен Мальцев. – Надо понимать, что арендодатель тоже делает свой бизнес, и этот квадратный метр он, по большому счету, не сможет использовать никаким другим образом. Из 1300 с лишним терминалов «Элекснета», установленных в Москве, только один работает в часы, когда закрывается точка сотового дилера, арендующего площади в том же магазине.

Надо ли говорить, что «цена вопроса» в данном случае – исключительно размер арендной платы либо разового вознаграждения арендодателя?

Как вспоминают Мальцев и Кузин, когда бизнес «Элекснета» только начинался, сложностей с арендой практически не возникало. Сейчас договариваться все сложнее.

– Проблема в том, что за последние годы в нашем бизнесе появилось множество «старателей», – рассуждает Мальцев. – Интерес к рынку приема платежей взвинтил арендные ставки: порой арендодатель просит за квадратный метр больше $5000 в месяц, хотя экономически обоснованной можно считать плату не более $500. Второй фактор, способствующий повышению арендной платы, это ограниченное предложение площадей при растущем спросе.

Как это работает

Договорившись об установке терминалов, их, понятно, нужно купить и установить. Если место выбрано правильно, то деньги, конечно, не польются рекой, как полились бы несколько лет назад, но ежедневно один терминал будет собирать 20-30 тыс. руб.

Владелец терминала самостоятельно закладывает размер комиссии за перечисление платежа оператору или поставщику услуг ЖКХ, интернет-провайдеру и др. В Москве и Петербурге услуга обходится плательщику, как правило, в 3,5% от суммы платежа, в регионах – чуть дороже. Еще от 1 до 1,5% от суммы собранных платежей начисляет в качестве бонуса сотовый оператор.

Деньги плательщика, оказываясь в терминале, тут же списываются с субдилерского счета компании, владеющей терминалом, и отправляются на счет сотового оператора или поставщика услуги.

После запуска проекта самое главное – обслуживание сети. К примеру, если на счету компании закончились деньги, то терминал перестает осуществлять платежи. Время от времени нужно менять кассовую ленту и устранять случающиеся поломки.

Перспективы в двух столицах

Сегодня в Москве, по оценкам компании «Элекснет», установлено более 2100 терминалов по приему наличных. Более 1000 из них – терминалы самого «Элекснета», который занимает около половины столичного рынка. Остальной рынок поделен между несколькими игроками, построившими сеть из 100 и более терминалов: I-box (257 терминалов), «Спринт-Net» (166 терминалов), «Молния» (108 терминалов), Pay Station (90), «Е-трансфер» (76). Часть терминалов установлена банками: к примеру, в Москве приемом платежей занимается СДМ-банк, в Петербурге – Промстройбанк.

Как говорит Мальцев, столичный рынок по приему платежей в части оплаты за услуги мобильной связи «остывает после перегрева». Так, по итогам 2005 года доля этого вида платежей в общей структуре оборота компании сократилась на 4,1% (до 87,7%). Зато растет доля платежей, связанных с банковскими продуктами – переводом денежных средств, погашением кредитов и т. д. По данным «Элекснета», ежемесячный рост внутри этого сегмента составляет 15-17%.

– Сейчас на банковские продукты приходится уже около трети платежей в нашей системе, а доля платежей за мобильную связь сократилась до 65-70%, – говорит Сергей Кузин.

«Элекснет» уделяет банковским платежам наибольшее внимание, связывая свое дальнейшее развитие с этой линейкой.

Несколько иначе обстоят дела в Северной столице. Сегмент платежей за мобильную связь пока растет, а доля платежей по банковским продуктам в структуре оборота «Элекснета» уже превышает 50%, как говорит Юрий Мальцев.

Вперед, в регионы

Помните армейское «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»? Перспектив стать генералом на рынке терминалов моментальной оплаты в Москве и Петербурге у новичков практически нет. Другое дело – регионы. Здесь рынок ненасыщен и есть масса возможностей стать если не первым, то заметным и успешным игроком. Как, к примеру, тверская компания «Санрайз», учрежденная Сергеем Павловым и двумя его партнерами четыре месяца назад.

27-летний Павлов сотоварищи пришли в по моментальной оплате услуг из бизнеса игорного. В течение последних трех лет они устанавливали в родной Твери игровые «столбики», работая в качестве наемных менеджеров за зарплату и процент от прибыли. Расстаться с этим источником доходов, а заодно и начать собственное дело Павлова заставили последние изменения в законодательстве, направленные на борьбу со «столбиками».

– За последнее время многие операторы игорного рынка переключились на терминалы по оплате услуг, поскольку с технической точки зрения рынки можно назвать смежными, – так объясняет Павлов свой новый бизнес-интерес. – И хотя пока мы только вкладываем деньги, не видя прибыли, я верю, что потенциал бизнеса огромен: к концу первого рабочего дня мы вынули из терминала 500 руб., а сегодня он собирает десятки тысяч рублей.

Пока партнеры установили 10 терминалов в крупных тверских сетевых магазинах «Волжанка», «Тверской продукт» и «Пеликан», в планах установить еще 15-20 устройств, а затем заняться освоением Тверской области.

Кстати, результаты, которых пока не видят учредители «Санрайза», уже успели заметить владельцы салонов сотовой связи, расположенных в тех же супермаркетах, где установлены терминалы компании.

– Слышал, что они уже косо смотрят на ребят: посетители салонов предпочитают быстро пополнить счет через стоящий неподалеку терминал, а не стоять в общей очереди с покупателями телефонных аппаратов, – отмечает Вадим Лейбин из «МКБС».

«Чем я лучше?»

Очевидно, что рынок мобильных платежей становится все более конкурентным. Поэтому, прежде чем заняться «моментальным» бизнесом, стоит задать себе вопрос: «Чем я лучше лидеров?».

Оборудование

У кого купить терминалы

Компания «Международная Корпорация Беспроводных Систем» производит терминалы для моментальной оплаты мобильной связи и других услуг с 2004 года. Последняя модель, предлагаемая производителем, – T3. В ней воплотилось все, что нужно «идеальному» терминалу. В отличие от своих предшественников, он снабжен купюроприемником на 1500, а не на 600 купюр, чековой лентой на 180 м., а не на 60 м. Все это облегчает обслуживание терминалов.

Т3 работает через самую успешную в России платежную систему CyberPlat и собирается из комплектующих от ведущих производителей мира, поэтому случаи поломок и неисправностей сведены к минимуму. Если проблемы все же возникают – без этого невозможна эксплуатация ни одного технического устройства, – то они решаются в оперативном порядке. Партнеров, работающих в удаленных регионах, в «МКБС» консультируют по телефону. Неисправные части терминала бесплатно обмениваются на новые в течение гарантийного срока (1 год). Для отдельных комплектующих может быть установлен более длительный гарантийный срок.

«МКБС» предлагает и другие дополнительные выгоды для клиентов. Так, каждый 11-й терминал предоставляется бесплатно (стоимость Т3 в конечной комплектации – $3350). При покупке крупных партий действует система скидок, размер которых обсуждается индивидуально. «МКБС» подберет нужную именно в вашем случае комплектацию терминала. Помимо этого, производитель работает с банками и лизинговыми компаниями – при условии, что с ними договаривается сам заказчик.

Терминалы «МКБС» установлены не только в Москве и регионах, но и за рубежом: в некоторых российских посольствах – например, в Казахстане – и некоторых отелях, популярных среди российских туристов – к примеру, в Турции.

Терминал Т3 – это:

– системная плата (информация по сборке уточняется)
– антивандальный сенсорный монитор 17"" (TFT 17"" LCD ACER 1716s)
– сенсорная панель A-Touch
– металлический корпус толщиной 2-3 мм.
– купюроприемник-валидатор Cash Code (на 1500 купюр)
– принтер чеков AV-268 с автоматическим отрезанием ленты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: